Posted 2 ноября 2006, 09:44
Published 2 ноября 2006, 09:44
Modified 2 апреля 2024, 03:20
Updated 2 апреля 2024, 03:20
Количество дорожно-транспортных происшествий в Петербурге достигло критической отметки. Страховщики винят в росте аварийности сотрудников ГИБДД, обвиняя их в пассивности.
В минувший понедельник, когда выпал первый снег, в городе произошло 606 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), что в 1,5 раза больше, чем обычно. Но в 2 раза меньше по сравнению с 26 октября 2005 года, когда произошло 1 247 дорожных происшествий. В дальнейшем, по мнению старшего инспектора 5 отдела УГИБДД по Петербургу и Ленобласти Вадима Матвиенко, количество аварий пойдет на убыль. Инспектор связывает это с тем, что многие автовладельцы ставят своих «железных коней» на зиму в гаражи, а остальные автомобилисты ездят в холодное время года более аккуратно, чем летом. В связи с этим уменьшается количество ДТП, и меньше пострадавших.
По оценкам страховых компаний, наибольшее количество аварий происходит в пятницу и понедельник, а также после затяжных народных праздников. В выходные аварийность снижается. «Наибольшее количество аварий по статистике происходит на первом часу езды, когда человек еще недавно сел за руль, и на последнем часу езды, когда он уже устал», - отмечает управляющий по маркетингу петербургского филиала ОСАО «РЕСО-Гарантия» Сергей Бровко.
По наблюдению аварийных комиссаров, большее количество аварий происходит на севере и в центре города, чем на юго-западе. Зато в южной части города больше серьезных ДТП – перевернувшихся машин, так называемой «полной гибели» транспортного средства и аварий с человеческими жертвами.
По мнению Бровко, основное количество аварий разного рода в городе происходит не из-за пьянства или превышения скорости, а из-за нарушения правил маневрирования и расположения транспортного средства на дороге. Серьезные ДТП, по словам Бровко, как правило, случаются вследствие выезда на встречную полосу и несоблюдения знаков приоритета при проезде перекрестков.
Страховщики возлагают ответственность за высокую аварийность на сотрудников дорожной милиции. «Ужесточение административных санкций за нарушение правил дорожного движения и более активная работа ГИБДД в этом направлении могли бы способствовать снижению аварийности на дорогах», - полагает начальник управления ОСАГО СК «Русский мир» Андрей Знаменский. Страховщики считают, что для автолюбителей не так страшен размер штрафа, как неотвратимость наказания.
Но зачастую инспекторы не реагируют на нарушения. Например, водителей почти не наказывают за то, что они не пропускают пешеходов, неправильно паркуют автомобили. Понятно, что в часы-пик инспекторы физически не успевают среагировать на все нарушения, поскольку правилами движения пренебрегает большинство участников движения.
Отчасти все это - следствие того, что для получения водительских прав совсем не обязательно посещать все занятия в автошколе, достаточно их оплатить. По признанию инструктора по вождению одной из школ Петербурга, можно договориться со старшим инструктором учебного заведения о сдаче экзамена в ГАИ на платной основе. Деньги, разумеется, придется отдать заранее. Во время экзамена по вождению (как правило, «заваливают» именно на нем) инструктор подаст инспектору знак, что это «правильный» ученик. После того, как он успешно пройдет испытание и получит права, инструктор встретится с инспектором и рассчитается за всех успешно выдержавших экзамен. Разумеется, что в каждом регионе правила немного отличаются, но общее для них одно - сотрудники ГИБДД взяток с учеников не берут.
Недавно глава департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Виктор Кирьянов заявил, что будет увеличено время обучения в автошколах. Кроме того, ужесточатся требования, предъявляемые к преподавателям. Разработкой новых требований к будущим водителям займется ГИБДД совместно с министерством образования РФ. Когда завершится работа над нормативными актами и они вступят в силу, еще неизвестно. Вряд ли нововведения изменят ситуацию в корне. Зато владельцы автошкол уже ощутили приток абитуриентов. Люди потянулись в учебные заведения, ожидая увеличения сроков и платы за обучение.
Порочность всей системы осознает даже президент России Владимир Путин. В конце прошлого года на президиуме госсовета посвященного безопасности дорожного движения он сообщил, что из-за аварий на дорогах страна теряет 2% ВВП. «Значительное число пострадавших - дети и молодые люди до 40 лет. Гибнут, теряют здоровье и калечатся те, кто относится к наиболее активной, трудоспособной части населения, - отметил Путин. - Это абсолютно невосполнимые потери для будущего страны. По сути дела, подрывается потенциал российского общества, его демографический резерв. На протяжении последних четырех лет материальный ущерб от аварий составляет более 2% ВВП. Это колоссальная цифра - сотни миллиардов рублей, которых лишается страна, экономика и российские семьи».
Лучше всех это осознают страховщики, которым приходится оплачивать значительную часть прямых убытков от ДТП. Все чаще происходят аварии, убытки по которым в разы превышают страховые лимиты по ОСАГО. И это, похоже, хорошая тенденция, поскольку теперь в наведении порядка на дорогах заинтересованы не только автолюбители, но и страховщики.
Российский союз автостраховщиков недавно выступил с предложением включить в структуру тарифа по ОСАГО отчисления в специальный фонд безопасности дорожного движения. Из этого фонда должны финансироваться мероприятия, направленные на снижение количества аварий. В частности, предполагается создать систему видеоконтроля за дорожной обстановкой. В Минтрансе РФ поддерживают инициативу страховщиков, полагая, что установка на российских дорогах видеооборудования позволит повысить дисциплину и, как следствие, снизить количество раненых и погибших в автокатастрофах.
Александр Сологуб