Posted 2 ноября 2006, 08:44
Published 2 ноября 2006, 08:44
Modified 2 апреля 2024, 03:20
Updated 2 апреля 2024, 03:20
Во время недавнего визита в Москву премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский заявил, что российских бизнесменов, готовых вложить деньги в белорусскую экономику, встретят с большой радостью. И речь, естественно, шла не о "Газпроме" или "Балтике", а подразумевались предприятия рангом пониже, но у которых достаточно средств, чтобы организовать новое производство. Однако, несмотря на кажущуюся заманчивость предложения, очереди из инвесторов как не было, так и нет.
"Плюсы" инвестиций в белорусскую экономику общеизвестны. Здесь надо отдать должное политикам - они потрудились на славу. Союзное государство, отсутствие границы, свободная миграция рабочей силы, равные права для граждан, постоянная унификация законодательной базы двух государств, обещания о введении чуть ли не на днях единой валюты - все это, по логике, должно способствовать более тесной интеграции и, в том числе, привлечению российского капитала в Беларусь. Правда, на деле все не так радужно, как подается.
Границы - в смысле контрольно-следовой полосы, вышек, колючей проволоки - действительно нет. А вот таможня на дороге со стороны России есть. В Беларуси процесс контроля за ввозом товаров из России назвали статистическим декларированием, и следят за его исполнением таможенные органы. Штрафы за недостоверно либо не вовремя поданные статдекларации могут достигать размера, равного двухгодовой зарплате бухгалтера.
Говоря о трудовой миграции, стоит отметить порядок, утвержденный в белорусской столице. За приглашение россиянина на работу на минское предприятие организация должна заплатить в городской бюджет сумму, равную 200 базовых величин. И это - льгота для россиян, так как для других будет 500. Интересно, если данный порядок ввести в России, много ли белорусов смогли бы найти себе работу?
Есть определенные особенности белорусского бизнеса, которые, как показала практика, просто ставят в тупик российских коммерсантов. Не все понимают, зачем делать бланки товарных накладных со степенями защиты, как у денежных купюр. А за, например, неполное заполнение всех граф в таком документе, в лучшем случае, на организацию накладывают штраф, в худшем - могут конфисковать товар. Подзабыли многие в России и о том, что такое госрегулирование цен. А вот в Беларуси нарушение ценообразования влечет штраф, исчисляемый в процентах от проданного товара.
Работа бухгалтера очень напоминает прогулку по минному полю. Законодательная база настолько сложна и изменчива, что уследить за ней просто невозможно. Некоторые налоговые отчисления доведены до абсурда. К примеру, есть организации, которым, чтобы начислить налог на отходы производства в размере 1500 рублей, надо потратить на его обоснование несколько десятков, а то и сотен тысяч рублей. В результате оказывается выгоднее заплатить штраф, нежели высчитывать такой налог.
Настоящий бич для любой организации - постоянные проверки. Проверяют все и всё. Как-то один предприниматель жаловался, что у него за неделю четыре проверяющих организации было. Однако в журнале проверок одной из структур МВД 25 проверок за сутки, четыре за неделю – вроде, немного. Правда, надо отметить, что, понимая дикость подобных акций, власть пытается законодательно урегулировать эту сферу и ограничить особо ретивых контролеров.
"Больной" вопрос как для российских, так и для белорусских коммерсантов - налог на добавленную стоимость (НДС). Здесь больше претензий к российским налоговым органам. Не хотят они исполнять межгосударственное соглашение и добровольно возвращать предприятиям НДС. Суд - чуть ли не единственная организация, благодаря которой можно вернуть свои деньги. В итоге прямые связи между белорусскими и российскими предприятиями, о которых так много говорят политики, фактически оказались порваны. Большинству российских предприятий просто невыгодно работать с Беларусью. А на НДС зарабатывают посредники.
Немаловажным моментом, снижающим инвестиционную привлекательность Беларуси, служит и тот факт, что емкость внутреннего рынка невелика. Иногда одна область в России может потребить товара больше, чем вся Беларусь. То есть организовывать производство, рассчитывая только на внутренний рынок, зачастую убыточно. А выйти на европейский возможности не позволяют.
В то же время, нельзя сказать, что россиянам невыгодно вкладывать деньги в белорусскую экономику. Если деятельность приносит прибыль, значит это имеет смысл. А предприятия с российским капиталом в Беларуси есть. Правда, они себя не афишируют, да и реальные хозяева предпочитают бывать в Беларуси эпизодически, доверяя текущее управление белорусам.
Значительна доля реальных российских инвестиций и в кредитовании белорусской торговли. Практически 100% торговых объектов берут товары на реализацию со значительной отсрочкой платежа. Так же поступают и оптовые фирмы - импортеры из России. Получается, что, хоть и не напрямую, но российские предприятия вкладывают деньги в белорусскую экономику.
В итоге сегодня сложилась непростая ситуация с российскими инвестициями в белорусскую экономику. Белорусские реалии можно рассматривать как стремление к честной игре, по законам, хоть и очень часто меняющимся и противоречивым, а потому практически невозможным для соблюдения. Потенциальные российские инвесторы и рады бы вложить деньги, да боятся. А вдруг завтра национализируют? А что не национализируют, то конфискуют, штрафами задушат? Вот и получается, что белорусские власти как бы приглашают инвесторов, а российские бизнесмены - как бы инвестируют.
Андрей Корабельников