Posted 18 ноября 2006,, 08:40

Published 18 ноября 2006,, 08:40

Modified 2 апреля, 03:14

Updated 2 апреля, 03:14

Дело не врачей

18 ноября 2006, 08:40
Аресты чиновников ФОМС по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями и получении взяток в очередной раз продемонстрировали, насколько несовершенна система здравоохрания в России. Расклад сил на фармацевтическом рынке может поменяться в любой момент, и отнудь не на пользу гражданам.

На минувшей неделе стало известно о громком скандале, разыгравшемся в Минздравсоцразвития РФ. А именно - об аресте ряда высокопоставленных чиновников Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Генпрокуратура подозревает директора ФОМС Андрея Таранова, его заместителя Дмитрия Усенко, еще одного заместителя и троих начальников управлений Фонда в злоупотреблении должностными полномочиями и получении взяток.

В Генпрокуратуре сообщили, что представителям ФОМС предъявлено обвинение по статьям 290 часть 4 УК (получение взятки организованной группой лиц) и статье 285 УК (нецелевое использование бюджетных средств). В ходе расследования уголовного дела установлены факты получения взяток должностными лицами ФОМС от руководителей территориальных фондов ОМС, а также представителей фармацевтических и иных коммерческих предприятий, участвующих в поставках медикаментов и медицинского оборудования.

Были проведены обыски в центральном офисе ФОМС на Новослободской улице в Москве и ряде его территориальных представительств. Во время обысков были изъяты многочисленные финансовые и другие документы, более сотни печатей различных коммерческих структур и значительные суммы денег. В настоящее время оперативно-следственные мероприятия продолжаются.

По словам заместителя председателя комитета Госдумы РФ по образованию и науке Сергея Колесникова, уголовное дело против чиновников ФОМС было возбуждено на основании результатов проверки Счетной палаты, обнаружившей финансовые нарушения в ведомстве, а также решения Общественного совета по здравоохранению и социальной защите, проведенного 14 ноября за день до ареста.

И если Счетную палату интересовали, в основном, результаты конкурса на право поставлять лекарства российским льготникам в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) (что доказывают обыски и выемки документов, произведенные в фирмах, которые добились права осваивать 29,09 млрд руб., выделенных из бюджета РФ в этом году в рамках ДЛО), то Общественный совет по здравоохранению интересовал спектр вопросов гораздо шире.

В решении Совета указывается, что в настоящее время около половины граждан, имеющих право на льготы по приобретению лекарств, не пользуются ими, что, по всей видимости, свидетельствует о недоверии к программе ДЛО. Причем, согласно прогнозу Министерства здравоохранения и социального развития РФ, прогнозируемый дефицит бюджетного финансирования программы ДЛО до конца 2006 г. превысит 21,2 млрд руб.

По мнению экспертной комиссии Общественного совета, катастрофическая задолженность бюджета перед поставщиками лекарств создает реальную угрозу лекарственной безопасности России. Прямым следствием этого стала паника среди производителей, поставщиков и банков, кредитующих поставку лекарственных средств по программе ДЛО, грозящая разрушением регулируемого государством рынка лекарств.

При этом убытки, по мнению Совета, подталкивают многие фармацевтические фирмы к поиску эффективных решений для защиты своих интересов, включая незаконные. Эксперты также отмечают неоднократное изменение ФОМС конкурсных условий, относящихся к поставкам лекарственных средств по программе ДЛО.

Главное место среди причин кризиса программы, по мнению экспертов, занимает трудно контролируемая и недостаточно обоснованная практика частого пересмотра перечня и цен на лекарственные средства для льготников, которая входит в компетенцию Минздравсоцразвития и Росздравнадзора.

«За неполный 2006 г. Росздравнадзором было издано 5 приказов, которыми из перечня ДЛО было исключено 1228 наименований лекарственных средств и одновременно включено 836 наименований, из которых более 100 ранее уже исключались. Следует учесть, что в течение всего этого времени миллионы людей, пользующихся лекарственной льготой, были лишены права заменить выбранные ими лекарства денежной компенсацией», - говорится в заявлении Совета.

Другой, не менее значимой причиной кризиса в реализации важнейшей государственной программы, по мнению Общественного совета, является приказ N 97 Минздравсоцразвития РФ от 17 февраля 2006 г. Согласно этому документу, выписывающему рецепты на лекарственные средства, включенные в этот перечень, следует указывать международные непатентованные названия (МНН), а в случае их отсутствия – иные названия лекарственных средств, зарегистрированные на территории РФ. «Данная неопределенность способствовала плохо контролируемому списания денежных средств, предусмотренных программой ДЛО и их последующему перерасходу», - считают эксперты.

При этом недоумение вызывает то, что приказ был издан уже после того, как 5 сентября 2005 г. президент РФ Владимир Путин направил в Госдуму отрицательный отзыв на законопроект N139775-4 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лекарственных средствах», принятый Государственной Думой Федерального Собрания РФ 8 июля 2005года, которым предлагалось включить правило о выписке рецептов с использованием МНН в ФЗ «О лекарственных средствах». В заключении президента РФ отмечается, что положение об использовании МНН нарушает право выбора, данное врачу и пациенту.

Среди мер по урегулирования ситуации, сложившейся в реализации программы ДЛО, Общественный совет предложил отменить порядок альтернативной выписки рецептов на лекарства по МНН, обеспечить раздельное финансирование в рамках программы ДЛО расходов собственно на лекарства и на их реализацию, включая расходы по обслуживанию программы ДЛО, включить лекарственное обеспечение в состав приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения. А также образовать при Совете группу по анализу проблем правового регулирования и госуправления оказанием лекарственной помощи населению и разработке предложений по их совершенствованию.

Стоит отметить, что, несмотря на присутствие представителей Администрации президента, депутатов Госдумы и членов Совфеда, а также органов антимонопольного контроля, высокопоставленные чиновники из ФОМС и Минздрава на заседание Совета по здравоохранению и соцзащите не явились. «Они прислали девушку из какого-то департамента, которая заявила, что отвечать на задаваемые участниками вопросы не в ее компетенции», - заявил вице-президент Ассоциации работников правоохранительных органов РФ Сергей Максимов. Видимо, в ФОМС либо просто проигнорировали Совет, либо знали о грядущих арестах и понимали, что на заседание Совета идти уже поздно.

Эксперты не исключают, что нынешний скандал может не только привести к изменениям в раскладе сил на фармацевтическом рынке страны, но и повлиять на позиции министра Михаила Зурабова. И если говорить об отставке главы Минздравсоцразвития еще рано, впрочем, как и о вине чиновников ФОМС (в России действует презумпция невиновности), то в том, что министру обеспечили серьезную головную боль, можно быть уверенными.

Артем Мазюк