Posted 30 ноября 2006, 10:25

Published 30 ноября 2006, 10:25

Modified 2 апреля 2024, 03:09

Updated 2 апреля 2024, 03:09

"Боржоми": окончательный диагноз

30 ноября 2006, 10:25
Попытка грузинских бизнесменов извлечь из производства "Боржоми" большую выгоду при малых затратах обернулась тем, что Россия отказалась покупать их продукцию. На внутреннем рынке позиции "Боржоми" тоже пошатнулись. Зато появился стимул к развитию производства остальных минеральных вод.

Попытка грузинских бизнесменов извлечь из производства некогда популярной минеральной воды большую выгоду при малых затратах обернулась непоправимыми последствиями. Российский рынок отказался от "осетрины второй свежести", да и на внутреннем рынке позиции "Боржоми" пошатнулись, и потребитель все чаще отдает предпочтение иным минеральным водам

Оказалось, что еще десяток лет назад в Тбилиси был начат дорогостоящий, но суливший крупные дивиденды проект по выпуску... порошкового "Боржоми", при смешивании с водой которого получается всего лишь искусственный минерализованый напиток.

С размахом, за четверть миллиона долларов были закуплены производственные помещения, техника и необходимое оборудование для производства порошка из минеральной воды. Такой "Боржоми", в отличие от традиционного, смешивается с водой в большей пропорции - до 7,5 грамма на литр против 5 в натуральном продукте. По мнению авторов проекта, это "улучшит лечебные свойства "Боржоми" и его вкусовые качества".

Порошок в экспортном исполнении - по 7-10 кг в каждой упаковке, а также быстрорастворимые таблетки. Производство полностью безотходное. Оставшийся после выделения концентрата дистиллят используется для медицинских инъекций, в производстве коньяка и водки, а также электролита для аккумуляторов.

Расчетная прибыль - $3,5-4 млн при ежегодном выпуске 45 тонн порошка. Рентабельность, заявляли тогда журналистам "алхимики", очевидна, поскольку этот брэнд "пользуется на мировом рынке и в странах СНГ широкой известностью". К примеру, сообщали они прессе, только Украина хотела бы получать не менее 25 млн бутылок "Боржоми" в год.

Что же это за вода такая? Начнем с того, что все минеpальные воды из курортного местечка Боржоми по химическому составу относятся к углекислым гидpокаpбонатным натpиевым. То есть, по сути, это хорошо всем знакомая обыкновенная пищевая сода в водном растворе. Лечебные свойства жидкости из природных источников придают растворенные в ней газы и коллоиды. Искусственные же минеpальные воды изготавливают из химически чистых солей по аналогии с составом пpиpодных (пеpвый такой завод был откpыт в Дpездене в 1821 году).

Однако полное тождество составов до сих пор не достигнуто. Практически невозможным оказалось имитиpовать состав pаствоpенных газов и свойства коллоидов. Потому выпаренную соль в основном пpименяют для ванн. Как, например, всем известную гейзерную соль чешского курорта в Карловых Варах.

Информация о предприятии по выпуску таблетированного и россыпного "Боржоми" сейчас недоступна: в Тбилиси об этом предпочитают помалкивать. Но тертые предприниматели скептически относятся к сообщениям тбилисской прессы десятилетней давности: для чего тратиться на завод, когда дешевой пищевой соды из Башкирии везде завались?

Но ведь это не было первоапрельской шуткой. Тем паче, что тогдашний министр сельского хозяйства и пищевой промышленности Грузии Георгий Квеситадзе сделал обескураживающее заявление: часть винных заводов "Самтреста", находящихся за пределами республики, будет перепрофилирована для розлива "Боржоми". Но не уточнил из чего и где, в каких, в частности, городах России.

Когда-то в Грузии выпускалось 18 наименоваий различных минеральных вод из натуральных источников: "Зваре", "Саирме", "Набеглави", "Митарби" и другие. Сейчас выжила только "Набеглави". Все остальные не выдержали конкуренции с компанией Georgian Glass & Mineral Waters Co. N.V., которая не только монополизировала производство "Боржоми", но и подмяла под себя остальных. Практически, эта компания узурпировала весь внутренний и внешний рынок грузинских минеральных вод.

Да и вообще в этой отрасли после обретения республикой независимости происходили странные, а порой и невероятные истории. Начать с того, что два розливочных завода в Боржоми, производившие в год до 400 млн поллитровых бутылок в год, впервые были приватизированы за ... $640!

Georgian Glass & Mineral Waters Co. N.V. с самого начала пользовалась необычайным покровительством в высших эшелонах власти. Указы тогдашнего президента Эдуарда Шеварнадзе предоставили ей эксклюзивное право на уличную продажу в Грузии своей продукции. Тендеры на лицензию по розливу "Боржоми" безоговорочно (и в нарушение местных законов) странным образом выигрывала именно эта компания. Остальные производители объявлялись "фальсификаторами" и изгонялись с рынка.

В этой неравной борьбе выстояла лишь минеральная вода "Багиата" из природного источника в 20 км от курортного местечка Джава, да и то только потому, потому что находился источник в неподконтрольной Тбилиси Южной Осетии. Причем по своему минеральному составу, считают курортологи, она превосходит "Боржоми" в силу наличия йода.

Один из топ-менеджеров Georgian Glass & Mineral Waters Co. N.V. Георгий Хаиндрава после «розовой» революции переместился в кресло государственного министра по урегулированию конфликтов и зачастил в Цинвали. Известно, что "Багиата" является объектом пристального внимания Тбилиси. И не для того ли, чтобы ее дискредитировать, на российском рынке появился сомнительный напиток с похожим названием "Багиатти"?

Монополия, оказывается, приносит недолговечное благополучие. Единственным и серьезным конкурентом Georgian Glass & Mineral Waters Co. N.V. до недавнего времени была грузино-израильская компания BIG - Borjomi-Israel-Georgia. Но истек сpок ее лицензии, а новую, естественно, она не получила. Хотя гpузины, знающие толк в настоящем "Боpжоми", пpедпочтение отдавали именно этой фиpме. Тепеpь Georgian Glass & Mineral Waters Co. N.V. начала клеить на свои бутылки этикетки, опять-таки до стpанности похожие по цвету и офоpмлению на каpтинки сошедшего с дистанции BIG.

Тем вpеменем, на местном pынке стали появляться новые, а точнее - забытые старые гpузинские минеpальные воды, напpимеp, "Занави". На теppитоpии pеспублики сотни пpиpодных источников, и вполне возможно, что их начнут осваивать, так что монополист будет вынужден потесниться. Поэтому не исключено, что рано или поздно грузинские производители минеральной воды скажут большое спасибо главному российскому санитару Геннадию Онищенко. За то, что дал стимул к развитию производства остальных минеральных вод.

Альбеpт Веналайнен

Подпишитесь