Posted 1 декабря 2006, 10:13
Published 1 декабря 2006, 10:13
Modified 2 апреля, 03:09
Updated 2 апреля, 03:09
Премьер-министр РФ Михаил Фрадков утвердил первые семь инвестпроектов, софинансируемых из Инвестиционного фонда России. Как заявил он в четверг на заседании правительства, работа над инвестпроектами переходит в практическую плоскость. Кроме того, вчера кабинет министров одобрил план расходования средств Инвестфонда. Уже со следующего года планируется начать финансирование 10 одобренных правительственной комиссией инвестпроектов на общую сумму 736,7 млрд рублей. Непосредственно из Инвестфонда выделят 183,6 млрд рублей до 2010 года. Как ожидается, за 10 лет реализация этих проектов принесет федеральной казне более 470 млрд рублей.
Время вкладывать
Тот факт, что правительство дало добро на то, чтобы деньги, которых в последнее время в России скопилось немало, заработали, - это хорошо. Однако тут важно отследить, как и на что они будут потрачены. В частности, о необходимости инвестиций в инфраструктуру говорилось долго, однако реальные шаги в этом направлении стали делаться лишь совсем недавно.
К сожалению, наша недавняя история знает немало примеров того, как государственные деньги, которые выделялись на инфраструктурные проекты, по сути, «зарывались в землю». В связи с этим можно вспомнить и об амбициозном проекте середины 1990-х по строительству скоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. Средств, которые были направлены на строительство, хватило разве что на котлован.
Не повторится ли такое и в этот раз? По мнению аналитиков, такой вариант развития событий маловероятен. «Был проведен конкурс, в ходе которого были отобраны проекты наиболее опытных компаний, и тот факт, что к проекту будут подключены бизнес-структуры, говорит о том, что средства будут потрачены эффективно», - считает аналитик ИК «Тройка Диалог» Антон Струченевский.
В самом деле, бизнес в России сейчас находится на том уровне, когда слепая погоня за наживой любой ценой уступила место вдумчивому и трезвому подходу. Создание Инвестфонда и конкурс на освоение его средств хороший тому пример. «Я не большой оптимист по части Инвестиционного фонда», - продолжает аналитик, - не считаю, что он такая уж панацея, которая сможет вытащить нашу экономику, однако не могу не дать положительной оценки тому, что деньги из него начали выделяться на серьезные проекты».
Но серьезные проекты требуют серьезных средств. А вот с этим как раз не все в порядке.
Размер имеет значение
Если принять во внимание размер Инвестфонда в 69,7 млрд рублей в 2006 году и последующие поступления за 3 года в размере примерно $3-4 млрд ежегодно, трудно ожидать радикальных перемен в модернизации инфраструктуры. «Конечно, это не единственный источник госинвестиций - есть еще федеральные целевые программы. Однако если рассматривать именно возможности Инвестфонда - пока его бюджета хватает на отдельные региональные проекты (строительство дорог, нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в Татарстане и т.д.), но не на комплексные, жизненно необходимые общеэкономические программы (например, реконструкция ЖКХ)», - считает аналитик ИК «ФИНАМ» Ольга Беленькая.
Но если на локальные целы и задачи будет израсходовано уже более половины средств Инвестиционного фонда, то откуда взять деньги на масштабную реконструкцию российской инфраструктуры. И как после этого относится к заявлениям некоторых министров о том, что в России сейчас просто нет возможности для инвестирования средств?
На самом деле, масштабное инвестирование средств в инфраструктуру - это отнюдь не российская новация. По такому пути пошла, например, Германия, которая после войны, получив серьезные денежные влияния из-за рубежа, не стала хранить их где-то за океаном, а вложила именно в восстановление и развитие транспортных коммуникаций, серьезно пострадавших от боевых действий. Что мешает России пойти по этому пути?
Конечно, масштабных боевых действий на территории России, к счастью, не велось, однако в период реформ 1990-х годов средств не хватало не только на развитие инфраструктуры, но и на ее поддержание в должном состоянии. Упадок инфраструктуры уже напрямую сказывается на росте национальной экономики. В будущем положение будет только ухудшаться, если сейчас не начать что-то предпринимать. Так что средства Стабилизационного фонда РФ, которых так «боятся» в правительстве, как раз и могли бы успешно поработать в деле масштабных инфраструктурных инвестиций, не разогревая при этом экономику.
«На мой взгляд, на эти цели можно было бы употребить те средства Стабилизационного фонда, которые превышают необходимый резерв бюджета и рассматриваются правительством как «фонд будущих поколений», предназначенный для инвестирования в иностранные ценные бумаги, в том числе и акции иностранных компаний», - полагает аналитик Ольга Беленькая. Также, по мнению эксперта, далеко не факт, что средства, сэкономленные бюджетом от досрочного погашения долга Парижскому клубу кредиторов, а это более $7 млрд, будут перечислены в Инвестфонд в ближайшие годы. А это, как мы помним, было одним из аргументов Минфина в пользу досрочного погашения задолженности.
По различным данным, в том числе от источников в правительстве, средства объемом $7,7 млрд, сэкономленные на процентах в результате досрочного погашения российского долга Парижскому клубу кредиторов, будут переведены в полном объеме в Инвестфонд только до 2020 года, а никак не ранее. Стало быть, не проекты отсутствуют, - в них, как показал конкурс, как раз недостатка нет, - не хватает средств на их реализацию. А выделение таких средств - это как раз и есть задача государства.
Эффективность решает все
Но возникает и другая «опасность», о которой уже на заседании правительства предупреждал министр финансов РФ Алексей Кудрин, — средства будут расходоваться в основном на проекты тех структур, которые могли бы найти их сами. Речь, прежде всего, идет о предприятиях нефтегазового комплекса, что противоречит цели диверсификации экономики, декларированной правительством. «Отчасти это так, - констатирует аналитик Антон Струченевский, - но тут дело в том, что эти предприятия имеют опыт в подобного рода делах, а потому, именно они победили».
Кроме того, по мнению Кудрина, инвестиционные проекты тяготеют к регионам-донорам, что противоречит целям развития депрессивных регионов. В ответ глава Минэкономразвития РФ Герман Греф заявил, что большинство проектов целесообразнее реализовывать в развитых регионах. «Транспортная инфраструктура из Инвестиционного фонда будет инвестироваться в тех проектах, где есть большой грузопоток. Потому что только в этом случае, частный соинвестор может рассчитывать вернуть деньги и получить прибыль», - сказал Греф.
По мнению Антона Струченевского, не надо забывать, что это стартовые проекты, а это означает, что они обязательно должны закончиться удачно. Стало быть у них нет «права на ошибку», зато в случае удачи, они повлекут за собой развитие инфраструктуры не только в регионах-донорах, но и на менее развитых территориях.
Именно поэтому, как считает глава МЭРТ, на средства Инвестфонда могут претендовать и проекты, связанные с первичной переработкой. Поскольку нужно начинать с освоения имеющихся конкурентных преимуществ, и уже на этой базе можно строить дальнейшую диверсификацию того или иного региона. «Однако, на наш взгляд, это не вполне совпадает с изначальными целями и задачами Инвестфонда», - указывает аналитик Ольга Беленькая.
Таким образом, обе стороны приводят рациональные доводы в пользу своей позиции. Однако тут стоит помнить, зачем вообще создавался Инвестиционный фонд и какие цели и задачи преследовал. Как представляется, его функция - подъем того, что лежит, а не поддержка того, что и само устойчиво держится на ногах. Если смотреть с этой позиции, тогда точка зрения министра финансов выглядит более логичной. Это означает, что проблема целевого использования средств Инвестфонда пока не снята с повестки дня.
Дмитрий Симонов, АКС-реальный сектор
Справка. Правительственная комиссия одобрила следующие инвестиционные проекты:
- «Комплексное развитие Нижнего Приангарья»;
- строительство платной автомагистрали «Западный скоростной диаметр» в г. Санкт-Петербурге;
- Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г. Нижнекамске;
- строительство скоростной автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург на участке км 15 - км 58;
- создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области;
- строительство Орловского тоннеля под рекой Невой в г. Санкт-Петербурге в рамках развития Волго-Балтийского водного пути;
- строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва-Минск (соединительная автомобильная магистраль от Московской кольцевой автомобильной дороги в районе транспортной развязки с Молодогвардейской улицей до автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва-Минск);
- строительство платной автодороги Краснодар-Абинск-Кабардинка;
- строительство платной автодороги М-4 «Дон» от Москвы до Новороссийска на участке 21-117 км и 330-464 км.
Кроме того, 21 ноября был принят за основу 10-й инвестпроект - программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения в Ростове-на-Дону и юго-западе Ростовской области. Данный проект будет доработан и повторно рассмотрен комиссией в декабре.