Posted 16 декабря 2006, 05:58
Published 16 декабря 2006, 05:58
Modified 2 апреля 2024, 03:02
Updated 2 апреля 2024, 03:02
Завершившийся в Брюсселе очередной саммит руководителей стран Евросоюза стал знаковом в развитии дальнейших отношений ЕС с теми, кто стремится в него попасть. Причем касается это как отдельных людей, так и стран-кандидатов. Если по отношению к легальным иммигрантам европейцы решили вести себя гостеприимно, то для стран-кандидатов на вступление в ЕС наступают тяжелые времена.
Обычно не согласные друг с другом даже по простейшим вопросам, лидеры 25 государств-членов европейского клуба проявили завидное единодушие. Они заявили, что в будущем страны, которые захотят присоединиться к теплой европейской компании, должны будут полностью соответствовать так называемым Копенгагенским критериям и скрупулезно выполнять все условия Брюсселя. Теоретически, это оставляет дверь в Европу если не широко, то, по крайней мере, полуоткрытой. Практически же означает, что любому кандидату можно будет выставить столько условий, что его вступление в ЕС состоится примерно в одно время со Страшным судом.
Наблюдатели полагают, что такое решение стало результатом превалирования в Европе так называемой «изоляционистской партии», возглавляемой канцлером Германии Ангелой Меркель. До того момента, как ФРГ официально возложит на себя обязанности председателя Евросовета, осталось чуть более двух недель, и немцы весьма тщательно подготовились к этому событию.
Ангела Меркель с 1 января должна не только стать своего рода «президентом Европы», но и председателем «Большой восьмерки», поэтому работы у нее в эти полгода существенно прибавится. Недаром последние пару месяцев в Берлин зачастили высшие руководители международных организаций – достаточно вспомнить хотя бы тот факт, что свой первый визит новый генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун нанес именно в столицу ФРГ.
В течение ближайшего полугода Германия становится чуть ли не центральным игроком на международной арене, а ее руководительница – пожалуй, самой влиятельной женщиной в мире. Неудивительно, что европейские коллеги поторопились поддержать госпожу Меркель по основному для нее на данный момент европейскому вопросу. Последние действия Еврокомиссии, приостановившей переговоры с турецким правительством, также показывают, что в Брюсселе у нее найдется немало союзников, полагающих, что «ковчег переполнен».
Интересно, что в своей «тронной речи» канцлер упомянула также «разрешение внутренних проблем с европейскими партнерами». Этот весьма дипломатичный пассаж нетрудно было расшифровать: имеются в виду отношения с Польшей. Лидеры оппозиционной партии «зеленых» полагают, что Германия в качестве председателя Евросовета должна дать полякам гарантии, что они будут получать газ если не с Востока, то с Запада. Иными словами, после постройки российско-германского газопровода Nord Stream, проходящего по дну Балтики в обход Польши, у поляков должна быть гарантия, что они получат свой газ если не напрямую из России, то как минимум – транзитом через ФРГ. Канцлер занимает более прагматичную позицию: она полагает, что Польша не столько обеспокоена возможной потерей газа (в конце концов, объем прямых поставок сохранится и даже, если верить обещанию российского президента, увеличится), сколько реальной потерей денег за транзит российских энергоносителей через свою территорию.
Что же касается вопроса иммигрантов, удивительный европейский казуистический стриль речи, которым дипломаты ЕС овладели в совершенстве, в нем проявил себя в полной мере. С одной стороны, руководители европейских стран приняли резолюцию, в которой указывается на «необходимость поощрения легальной миграции» (и, конечно же, это подразумевает борьбу с миграцией нелегальной, размеры которой, по некоторым оценкам, превышают легальные цифры на порядок). С другой же, в резолюции нет ни слова о том, что большинство «иммиграционных» стран Европы за последний год приняли множество новых законов, резко ограничивающих возможность легальной иммиграции.
Одним из результатов новой политики стало резкое увеличение количества нелегалов. Некоторые европейские государства уже не могут самостоятельно справляться с этим потоком. Так, Испания официально обратилась к ЕС с просьбой оказать техническую и материальную помощь в перехвате сотен лодок с нелегальными беженцами из Африки, еженощно нескончаемым потоком плывущими к ее берегам из Марокко и Алжира. Примерно такая же ситуация складывается в Италии, но итальянские власти, по их словам, пока справляются.
Если ориентироваться на результаты брюссельского саммита, можно предположить, что в скором времени в Евросоюзе появятся единые правила приема иммигрантов. Однако до тех пор каждой стране придется как-то выходить из положения.
Борис Альтнер