Posted 27 декабря 2006,, 08:52

Published 27 декабря 2006,, 08:52

Modified 2 апреля, 02:58

Updated 2 апреля, 02:58

На кого ж ты нас покинул, о Сердар?!

27 декабря 2006, 08:52
Лучший подарочек к Новому году преподнес среди минувшей недели Сапармурат Ниязов: еще одним диктатором на земле стало меньше. Как уж там будут жить осиротевшие туркмены, пока непонятно, но у россиян с уходом Великого Сердара жизнь может неожиданно измениться.

Лучший подарочек к Новому году преподнес среди минувшей недели Сапармурат Ниязов: еще одним диктатором на земле стало меньше. Как уж там будут жить осиротевшие туркмены, пока непонятно, но у россиян с уходом Великого Сердара жизнь может неожиданно измениться.

До последнего момента оставалось смутное ощущение, что собравшиеся на похороны в католический Сочельник иностранные делегации (немного их, правда, и было – только от заинтересованных газовыми поставками стран) будут приятно удивлены: из ворот фамильного мавзолея появится весь в белом живой Туркменбаши, возденет руки, и громогласный «Превед!» разнесется над селением Кипчак. В общем, это было бы вполне в стиле покойного – человек, назначивший себя живым богом и написавший свою библию, вполне может претендовать и на пафосное воскрешение. Но – не случилось.

Приходится признать, что исполняющим обязанности солнцеликого, великого и прочая оказался какой-то малоизвестный министр здравоохранения Бердымухаммедов. И в этой малоизвестности – главная печаль. Поскольку отец всех туркмен как раз единственного сына-то своего к великому служению вовсе не готовил, в отличие от коллеги Ким Ир Сена. Более того, Мурат Ниязов наполовину русский (жену Туркменбаши зовут Муза Алексеевна, каковое обстоятельство в стране, мягко говоря, не особенно афишировалось) и провел все последние годы в приятной дали от родины. Так что ни северокорейский, ни даже облегченный азербайджанский вариант передачи власти здесь не проходят.

Что же касается других вариантов – судя по начавшимся в Ашхабаде арестам, местный «зурабов» может оказаться лишь временной фигурой, а назначенные на 11 февраля выборы будут очень забавным зрелищем. Не случайно туркменская оппозиция срочно помчалась за советами в Украину к Ющенко, и пришлось ему посылать на похороны вместо себя Януковича. Путин, правда, тоже послал Фрадкова, но по другим причинам – не того уровня тусовка, на Западе могут не понять.

Может, зря не поехал. Тем, что столь неожиданно «уважать себя заставил», усопший Ниязов поставил «наше все» Газпром в чрезвычайно непростое положение. Если с передачей власти в Туркмении возникнет заминка, она может очень дорого обойтись нашей энергетической сверхдержаве. Ни для кого не секрет, что эта приставка «сверх» во многом обеспечивалась возможностью покупать газ у автора «Рухнамы» по пятьдесят баксов и тут же перепродавать его в Европу по двести тридцать. На разницу можно было неплохо жить, не вкладывая денег ни в разработку новых месторождений, ни в (серьезную, а не рекламную) газификацию регионов. Оставалось еще и на глупости – газеты там, телевидение, небоскребчики и на остаток парочка катков для детишек.

Понимаю, любезный читатель, ваше негодование – в Европу ведь Газпром продавал не туркменский, а российский газ. И что? Продавая весь отечественный газ в Европу, для нужд страны он покупал по дешевке туркменский – так какая разница? Замечу, что дешевизна этого овеянного сиянием Великого Сердара газа довольно дорого обходилась русским, волею судеб оставшихся жить в Туркмении – во всяком случае, за людей их там не считали. Но – удивительное дело! – этот вопрос совершенно не волновал наш славный МИД, в отличие от цвета паспортов русских в странах Балтии. Оно и понятно: бороться с цивилизованным противником всегда легче, а за немалые деньги проблемы русских в Туркмении можно было и вовсе не замечать.

В последнее время, правда, Сердар наш слегка зазнался, и принялся впаривать газ дорогим соседям уже по сто долларов. Но Газпрому, понятно, и это по плечу – весь туркменский газ ближайшего «урожая» был на корню закуплен. Причина простая: чтоб не достался Украине. Ведь все существование "РосУкрЭнерго", все возможности «отката» базируются именно на том, чтоб Украина не могла покупать туркменский газ напрямую, а покупала бы у России якобы «смешанный». Ну, это примерно как смесь воды из Мойки и Фонтанки – разница в цене, понятно, огромная.

Если новая туркменская власть вдруг решит, что ей выгоднее продавать газ напрямую в Украину (или в Китай, как предлагал сам Туркменбаши, или в Европу), или просто раза в два повысить цену для России, Газпром окажется весьма в непростом положении. Дело в том, что российский газ уже продан в Европу весь. Угадайте, кого будет спасать в этом случае родное государство – свою репутацию на Западе или своих замерзающих граждан? Правда, есть опасность, что в этом случае граждане, наконец, соберутся посчитать, на что расходует свои сверхдоходы наш чудесный монополист. Тут одно хорошо – своей своевременной кончиной Туркменбаши помог городу, давшему ему образование. Никакой газпромовской «кукурузы», тем более трехсотметровой, на Охте тогда не будет. Какие небоскребы, успеть бы ноги унести...

Человек Среды