Posted 30 декабря 2006,, 11:23
Published 30 декабря 2006,, 11:23
Modified 2 апреля, 02:56
Updated 2 апреля, 02:56
В 2006 году в Санкт-Петербурге стали больше жениться и рожать, в городской казне ощутимо прибавилось средств, город оказался в центре мирового внимания в дни проведения саммита "Большой восьмерки". Но на общем благоприятном фоне в Петербурге и вокруг него произошло несколько событий, больно отозвавшихся в сердцах тех, кто влюблен в старорежимный стиль Северной столицы России.
Иностранцы всегда любили Петербург, который еще с петровских времен стал многонациональным городом, где мирно уживались народы и религии. Однако нынешние отдельные его обитатели в течение 2006 года нанесли несколько чувствительных ударов по традиционному имиджу Петербурга.
Несмотря на суровый быт и не менее суровые зимы, молодые люди из Азии, Африки и Латинской Америки едут на берега Невы учиться и набираться культуры. И, увы, иногда попадают в криминальную хронику. В 2006 году с пугающей регулярностью появлялись сообщения о нападениях на граждан Вьетнама, Нигерии, Ливана, Монголии, Индии, Турции, Китая, Сирии и других стран. Несколько человек погибли от рук преступников.
Наибольший общественный резонанс вызвала трагедия на 5-й Красноармейской улице утром 7 апреля, в день рождения губернатора Матвиенко. Неизвестный открыл стрельбу из помпового ружья по группе иностранных студентов, в результате чего один из них – гражданин Сенегала Ламбзар Самба – погиб. Убитый студент отлично учился в Университете связи и был членом общественной организации "Африканское единство", объединяющей выходцев из Африки, проживающих в РФ.
А уже 24 мая городская прокуратура рапортовала о ликвидации банды, целью которой в последние нескольких лет было нагнетание обстановки на почве национальной ненависти. По данным прокуратуры, на счету преступников – целый ряд громких преступлений, в том числе убийство этнографа Николая Гиренко и студента Ламбзара Самбы. Одним из руководителей банды являлся лидер экстремистской группы Mad crowd Дмитрий Боровиков, застреленный 19 мая сотрудниками милиции при задержании.
У горожан появилась надежда, что Петербургу удастся избавиться от ярлыка "столицы расизма", который к нему усиленно приклеивали в федеральных СМИ. Однако с тех пор подробности расследования дела о банде экстремистов в прессу почти не проникали, поэтому окончательные выводы об успехе правоохранителей делать рано. Тем более, что уже после нейтрализации данной группировки в городе был убит студент из Индии и совершено еще несколько аналогичных нападений на иностранцев...
Несколько по-настоящему черных дней выпало на долю жителей Северной столицы в уходящем году. Город хоронил дорогих ему людей. 19 февраля на Волковском кладбище прошло прощание с самым популярным петербургским композитором нашего времени Андреем Петровым, а 5 июля в Одессе скончался талантливый актер Андрей Краско.
22 августа огромное горе пришло во многие петербургские дома и вызвало скорбь у тысяч горожан. Самолет авиакомпании "Пулково", следовавший рейсом из Анапы в Петербург, в 15 часов 39 минут по московскому времени пропал с экранов радара. Ту-154 в это время находился недалеко от Донецка. Все 170 человек, находившихся на его борту, погибли. Люди ушли в мир иной целыми семьями – по 3-5 человек – возвращаясь с детьми из отпуска. Такой массовой одновременной гибели горожан не было со времен Второй Мировой войны.
Эта трагедия, гибель детей, самому маленькому из которых было всего три месяца, не осталась незамеченной страной. В России 24 августа стал Днем траура. Расследование катастрофы до сих пор продолжается, поэтому пока говорить с полной очевидностью о ее виновниках нельзя. По некоторым данным, пилоты самолета попытались "перепрыгнуть" грозовой фронт на недопустимой высоте, в результате чего самолет сорвался в штопор, однако коллеги погибших летчиков говорят о том, что виновата техника и система организации полетов, при которой у экипажа в чрезвычайной ситуации фактически не было выбора.
Семьям погибших была оказана существенная материальная помощь со стороны городских властей и авиакомпании, им выплачены страховки, однако часть пострадавших семей намерена взыскать по суду гораздо более значительные компенсации за гибель родственников. Одним из следствий этой трагедии стало то, что Правительство РФ наконец-то обратило внимание на состояние дел в авиакомпаниях и авиапромышленности, занялось борьбой с контрафактными запчастями для воздушных судов, задумалось о совершенствовании системы безопасности полетов. Хочется надеяться, что эта страшная жертва все-таки поможет спасти жизни других российских авиапассажиров.
В уходящем году Петербург продолжал возвращать себе и стране историческую память. Осенью из далекой Дании и не менее далекого времени возвратился на родину прах императрицы Марии Федоровны, бывшей датской принцессы Мари Софи Фредерике Дагмар, ставшей матерью последнего российского императора Николая II. Корабль с гробом императрицы, пережившей убитых детей, внучек и внука, покинул датский Роскильде 23 сентября. А 28 сентября в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга императрица нашла свой последний приют, рядом с мужем – Александром III.
Русские цари немало сделали для Санкт-Петербурга. Они подарили этот город миру, оставили здесь уникальные памятники архитектуры и богатейшие собрания предметов искусства. Главная сокровищница – Государственный Эрмитаж – в уходящем году оказался в центре громкого криминального скандала: 31 июля во время плановой проверки хранения экспонатов была обнаружена пропажа 221 экспоната. Началось расследование, а события в Эрмитаже оказались главной новостью для всех федеральных СМИ, не говоря уж о городских масс-медиа.
Установлено, что к хищению экспонатов причастна скончавшаяся в самом начале проверки хранительница коллекции, а также ее муж и сын (последний тоже работал в Эрмитаже). "Только 19 из 221 пропавшего экспоната числятся на живом хранителе, остальные 202 экспоната числятся за хранителями, которые уже умерли", – сообщали представители ГУВД города. По данным следствия, экспонаты выносились в течение нескольких лет и расходились по частным коллекционерам, ломбардам и антикварным магазинам.
Небольшую часть похищенного удалось вернуть – похищенные произведения искусства их незаконные горе-владельцы, решившие избавиться от "вещдоков", подбрасывали в мусорные ящики у отделений милиции и в камеры хранения вокзалов. Поиски остальных похищенных вещей могут растянуться на долгие годы, и вряд ли все они в итоге вернутся на Дворцовую набережную. Происшествий такого масштаба до сих пор в Эрмитаже не случалось. Эти события получили ощутимый мировой резонанс. Как и желание городской администрации "наследить" в архитектуре...
Известно, что лавина начинается с небольшого камешка. Камешек этот покатился в январе 2006-го: компания «Сибнефть» приобрела ООО "Торгово-экономическое постпредство Чукотского автономного округа" в Санкт-Петербурге, на балансе которого находится одно офисное здание в центре города. Как сообщалось, "Сибнефть" планировала расширить сбытовую деятельность на брегах Невы (hанее из Москвы в Петербург был перерегистрирован газонефтехимический холдинг "Газпрома" "СИБУР"). Еще в конце 2005 года "Газпром" купил более 72% акций "Сибнефти" за $13,1 млрд. С учетом 3% акций компании, которые концерн до этого уже приобрел у "Газпромбанка", газовая монополия получила контроль над более чем 75% акций "Сибнефти".
Власти Санкт-Петербурга с радостью восприняли переименование "Сибнефти" 13 мая в "Газпромнефть" с одновременной перерегистрацией и переездом в Северную столицу. Губернатор Валентина Матвиенко заявила, что "Газпромнефть" будет главным налогоплательщиком города. "Важно то, что компания не только перерегистрируется Петербурге, но и переведет свой головной офис в город, и будет вести деятельность здесь", - сказала Матвиенко. Как пояснил вице-губернатор Михаил Осеевский, уже в 2006 году в бюджет Петербурга должно поступить 8-10 млрд рублей. В будущем сумма существенно возрастет после того, как компания "Газпромнефть" закончит выполнение бюджетных обязательств перед Омской областью.
Столь обильные денежные вливания в городскую казну вызвали эйфорию, и петербургское правительство 14 марта решило построить деловой центр для крупных налогоплательщиков города. Ежегодно на его строительство планируется направлять $300 млн. Смольный из горбюджета будет перечислять $200 млн, еще $100 млн поступит от частных инвесторов. Как отметил председатель городского Комитета финансов Александр Никонов, «якорным клиентом станет "Газпромнефть". Так началась история "Башни" – 300-метрового небоскреба комплекса «Газпром-Сити», который, по замыслу власть имущих, должен вырасти у Большеохтинского моста, в месте впадения Охты в Неву.
Уже 14 июня были названы семь архитектурных бюро, которые подготовили свои проекты. Известные архитекторы из Франции, Италии, Германии, Великобритании, Нидерландов – люди со вкусом и опытом – так же, как и администрация Петербурга, не смогли устоять перед соблазном заработать быстро и много, а еще – навсегда войти в историю города, известного как жемчужина мировой архитектуры.
Как говорится, дуракам легче подчиняться, чем ими руководить. Вот и городские власти мучаются, доказывая непонятливым жителям, что 300-метровый небоскреб в центре города – это здорово! Чего уж там говорить, если даже Союз архитекторов не в состоянии понять величие замысла и пишет об этом в послании губернатору: «Мы понимаем важность инвестиций для нашего города, целесообразность создания делового центра. Строительство же высотного здания, которое визуально непременно будет связано с историческим центром, по нашему глубокому убеждению, совершенно недопустимо».
Губернатор терпеливо объясняет, что «нам нужно оставить свой след в архитектуре и сделать все возможное, чтобы он стал таким же достойным, как тот, который оставили великие зодчие». А архитекторы опят за свое: «Низкая небесная линия Петербурга делает особенно величественными его вертикали, почти всегда воспринимаемые на фоне неба. Сохранение неповторимого силуэта шпилей и куполов имеет огромное градостроительное и духовное значение. Строительство же башни, более чем в два раза превышающей шпиль колокольни Петропавловского собора, в три с лишним раза – купол Исаакия и собора Смольного монастыря, видимой по существу ото всех основных мест исторического центра (даже с Васильевского острова!), с неизбежностью разрушит гармонию петербургских доминант, складывавшуюся столетиями, нанесет непоправимый ущерб хрупкому силуэту города, сделав почти игрушечными все его вертикали».
Губернатор же стремится оживить депрессивный район, по ее мнению, в городе должны быть территории, где будет архитектура XXI века. Она уверена, что это должны оценить не только ведущие архитекторы, но и простые жители Петербурга. Отвергать все новое – неправильный путь, объясняет Валентина Ивановна. Но тут вступает мировая общественность (оказывается, там тоже еще много непробиваемых консерваторов!). Инициатива возведения небоскреба в центре Санкт-Петербурга – ужасна, говорят мировые эксперты. Они напоминают о всемирном наследии и охране памятников. Не понимают, в общем, революционности замыслов.
Градоначальник разъясняет: у ревнителей Всемирного наследия нет причин для волнений по поводу строительства «Газпром-Сити». «Еще нет проекта строительства, он появится не раньше июня следующего года», - заявила Матвиенко, пообещав ответить на запрос ЮНЕСКО. Между тем, 1 декабря победитель архитектурного конкурса по возведению главного здания административно-делового центра «Газпром-Сити» уже объявлен. Хотя победивший проект, успокаивает губернатор, - это только идея, и впереди у архитекторов трудная и сложная работа по доработке замысла и представлению его городу. Не забывайте, сколько налогов пойдет в казну! – в общем и целом поддерживает ее глава "Газпрома" Алексей Миллер.
Но нет, ничего не понимают подданные – пишут письма, протестуют! Предлагают даже референдум провести! «Чтобы спасти 1300 памятников архитектуры Петербурга, которые находятся в стадии активного разрушения, необходимо 60 миллиардов рублей», - заявил генеральный директор Международного фонда спасения Петербурга-Ленинграда, член Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга Александр Марголис. Он отметил, что точно в такую же сумму должно обойтись городской казне строительство главного здания "Газпром-сити". По мнению Марголиса, нужно спросить у горожан – куда они хотят вложить эти деньги. «Нужно взвесить на чаше весов две цели за одну цену», – уверен эксперт.
Одним из таких «объектов», которые требуют спасения в буквальном смысле слова, мог бы стать, например, Троицкий собор, синие купола которого были на глазах у тысяч горожан уничтожены огнем 25 августа. То, что эти купола, парившие над Фонтанкой, необходимы Петербургу, ни у кого не вызывает никаких сомнений. Тут и референдума не нужно. Троицкий собор был построен в 1835 году. Он, как и весь исторический центр Петербурга, входит в охранный список ЮНЕСКО. Сколько чести было бы "Газпрому", если бы он помог восстановлению собора!
Или Юсуповский дворец на Мойке. Здесь 19 мая обрушились сразу четыре колонны! Памятник федерального значения сейчас реставрируют – колоннаду дворца не ремонтировали со времен блокады Ленинграда! А между тем, это – один из ценнейших архитектурных памятников, он был построен в 1771 году.
...Санкт-Петербург, о котором еще 15 лет назад говорили как о "столичном городе с областной судьбой", в начале XXI века в силу целого ряда факторов стал одним из центров не только российской, но и мировой политики. Это - не только почетно, но и ответственно. ЧП и скандалы в таком городе замечаются и обсуждаются не только в России, но и за ее рубежами, где по Петербургу судят о стране в целом. Поэтому очень хочется, чтобы таких происшествий, тем более, трагедий, в новом году не было совсем. И тогда у города и горожан будет возможность сообщать миру только хорошие новости, оставаясь для всех культурной и интеллектуальной столицей Европы.
Юлия Иванова