Posted 9 января 2007, 11:43

Published 9 января 2007, 11:43

Modified 2 апреля 2024, 02:55

Updated 2 апреля 2024, 02:55

Азиатская интеграция: Пекин или Вашингтон?

9 января 2007, 11:43
Укрепление Шанхайской организации сотрудничества вызывает беспокойство у США, претендующих на перспективные рынки Центральной и Средней Азии. Есть ли у Вашингтона шанс обойти Пекин на этой территории?
1 января в должность генерального секретаря Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) вступил представитель Казахстана Болтан Нургалиев – первый глава альянса с титулом "генерального секретаря". До этого все его предшественники именовались "исполнительными координаторами", и смена титула – не просто формальность. Подобным жестом участники блока стремятся подчеркнуть эволюцию роли ШОС на Востоке и превращение организации в локомотив евразийских интеграционных процессов. На практике же это означает новый виток конкуренции между США и Китаем за сферы влияния в Азии.

Китай и Россия - лидеры ШОС, вкладывающие в развитие организации равную сумму. Поднебесная крайне заинтересована в этом развитии и уже к 2010 году надеется придти к свободной торговле и перемещению капиталов в рамках стран-участников ШОС. И хотя Россия побаивается активной экспансии Китая, интеграционные процессы внутри Шанхайского блока продолжаются.

2006 год стал для ШОС во многом символичным. На летнем саммите в Шанхае был, наконец, принят устав организации и окончательно определены ее рамки. Сегодня в ШОС входят десять стран: Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан – в качестве полноправных членов, Индия, Иран, Пакистан, Монголия – в качестве наблюдателей. Некоторые западные журналисты уже успели окрестить эту структуру "восточным НАТО".

Конечно, учитывая разногласия между союзниками, Шанхайский блок пока далек в своем политическом единстве от Североатлантического альянса. Но укрепление его уже сейчас волнует США, ибо создание в Азии мощной, неподконтрольной Вашингтону интеграционной организации противоречит американским интересам. И дело даже не в том, что в клубе ШОС состоят четыре страны, обладающие ядерным оружием, а пятая – Иран – вот-вот его получит. И даже не в том, что его участники все чаще проявляют антиамериканскую солидарность – как, например, в 2005 году, когда совместной декларацией страны ШОС потребовали от Вашингтона назвать сроки вывода американских баз из Средней Азии. Вопрос, прежде всего, экономический, ибо консолидация блока идет вразрез американским глобализационным планам в Центральной и Восточной Азии.

Америка заинтересована в продвижении товаров и капиталов в Восточную и Центральную Азию – сегодня это один из самых крупных потребительских и инвестиционных рынков. США стремятся обеспечить своим компаниям наилучшие позиции, заключая различные договоры и строя пресловутые интеграционные организации. Однако ШОС существует без участия США, а, значит, Вашингтон упускает привилегии в странах с более чем двухмиллиардным совокупным населением.

Уступая инициативу ШОС, Вашингтон "пробуксовывает" с созданием собственной структуры. Модель организации АТЭС (Организация Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества), которую США активно подвигают, на практике оказывается неэффективной. Интеграция в ее рамках протекает слишком медленно, и, похоже, заявленный идеологами АТЭС в 1994 году принцип движения к "свободной торговле" останется нереализованным и к 2020 году.

Естественно, Вашингтон стремится к глобальным организациям, видя в них способ либерализации региональных рынков. Свободная конкуренция – главная цель США, ибо на чистом поле, как известно, побеждает сильнейший – в данном случае, сильнейшая экономика. Однако АТЭС – яркий пример того, что глобальные трансконтинентальные структуры неспособны быстро реализовывать интеграционные задачи, в отличие от того, как это делают маленькие компактные блоки, вроде ШОС и АСЕАН (Экономический блок Юго-Восточной Азии). АТЭС критически не хватает центральной власти, совместных институтов, способных структурировать интеграцию. Из-за этого весь путь объединения в рамках ее по-прежнему основывается на частных договорах и инициативах.

Экономическое сотрудничество между державами ШОС создает для Америки еще одну очень большую проблему – геополитического масштаба. Известно, что Китай сильно зависит от энергоресурсов, через несколько лет Пекин станет их главным потребителем в мире. Америка, имея возможность влиять на потоки нефти, способна контролировать политические амбиции Китая. Поэтому понятно, что Пекин заинтересован в поиске собственных, надежных каналов. Ими могут стать партнеры по ШОС – Россия и Иран.

Причем с Ираном Китай проводит опаснейшую для США рокировку. Не далек тот день, когда промышленно развитый Тегеран, обладающий ядерной бомбой, станет претендовать на лидерство в арабо-мусульманском мире, а вместе с этим – и на всю нефть региона. И если арабская нефть направится по иранским трубам в Китай, это будет настоящий крах для США. Впрочем, такая перспектива еще далека от осуществления. А вот сотрудничество Китая по нефтегазовым вопросам с Россией и экс-советскими азиатскими республиками — уже реальность.

На почве всего этого Вашингтон уже сейчас стремится «подстраховаться», всерьез опасаясь влияния Шанхайского блока. В основном американцы работают старыми методами — подписывают частные договоры в рамках АТЭС и соглашения с союзниками, в частности, с Японией и Южной Кореей. Можно также быть уверенным, что в 2008 году после снятия моратория на расширение АТЭС, Вашингтон будет стремиться привлечь в тот блок и страны ШОС - государства Средней Азии, Индию, Пакистан и Монголию, заманивая их материальными льготами. Это даст США возможность "окольцевать" территорию Китая блоком государств, более лояльных в экономическом смысле.

Хотя некоторые аналитики представляют соперничество ШОС и США в стиле реалий «холодной войны», данный подход никак не соответствует истине. Да, Китай стремится к гегемонии в Азии, он самый опасный геополитический соперник для Америки в перспективе. Но при этом нельзя забывать, что Пекин не может отказаться от американского рынка и инвестиций, а Вашингтон, в свою очередь, заинтересован в росте китайской экономики, приносящей ему огромные дивиденды. Поэтому, как верно заметил один французский обозреватель, война Китая и Вашингтона на просторах интегрирующейся Азии – война не военных блоков, а, в первую очередь, экономических организаций, договоров и раздела общих денег.

Максим Петренчук

Подпишитесь