Posted 11 января 2007, 10:47
Published 11 января 2007, 10:47
Modified 2 апреля, 02:54
Updated 2 апреля, 02:54
Итак, нефтяной конфликт между Россией и Белоруссией завершился. Западные СМИ в один голос сообщают о том, что нефтепровод «Дружба» вновь величаво «катит волны свои» в направлении Польши и Германии, нефтеперерабатывающие заводы «Шведт» и «Лойна» опять работают на полную мощность, а руководитель белорусского правительства Сергей Сидорский, поникнув буйной головой, подписал в Москве капитуляцию. В общем, «с войной покончили мы счеты – бери шинель, пошли домой». Так ли это?
Увы, но любая война, даже самая быстротечная и бескровная, оставляет тяжкие последствия. В данном случае речь идет не только о рухнувшей в одночасье идее единого российско-белорусского государства (политологи давно уже говорили о безвременной кончине этого проекта, и последние события просто расставили все точки над «i»), но и о весьма ощутимых потерях, нанесенных имиджу России как торгового партнера в глазах европейцев.
Некоторые российские СМИ, оценивая последствия «нефтяной войны», встали в позу победителя: мол, Европа перепугалась, на коленях поползла нефти просить, а Россия эту нефть милостиво пустила. Ничуть не бывало. Факт заключается в том, что нефть, перегоняемая через «Дружбу» (как и любые другие поставки подобного рода), обычно оплачивается вперед. Поэтому если бы поставки не были возобновлены, деньги пришлось бы вернуть. А Европа, скорее всего, стало быи искать других, более надежных поставщиков.
Европейцы свои права знают и торговать умеют. По большому счету, им совершенно не интересен тот факт, что российские поставщики желали своим демаршем с завинчиванием крана наказать Белоруссию. Поставки были прерваны не по техническим, а по политическим причинам - к такому выводу пришло большинство европейских специалистов. И если уж российским нефтянникам в самом деле требовалось «разобраться» с белорусскими транзитерами, то делать это надо было не за счет покупателей – те аккуратно платят, до сих пор никого ни разу не подвели и заслуживают серьезного к себе отношения.
Имидж Лукашенко в Евросоюзе вряд ли можно испортить еще больше. Так что белорусской стороне в этом отношении терять попросту нечего – кроме транзитных денег, которые, по большому счету, все равно не спасут «луканомику», стоящую на грани краха из-за резкого подорожания российского газа. Белоруссии нечего запасать, нечего перепродавать на Запад по мировым ценам.
А вот Россия уже многое потеряла. Год назад, когда разразился российско-украинский газовый конфликт, в Европе стали подвергать сомнению репутацию России как надежного поставщика. В то время «Газпром» ради сохранения лица перед европейскими клиентами пошел на беспрецедентные меры, закачивая в трубу дополнительные миллионы кубометров природного газа бесплатно. Тогда все получилось – «Газпром» потерял какие-то деньги, однако, в конце концов, «отбил» их другими путями. И даже, если верить предоставляемым компанией данным, увеличил оборот с Европой – репутация дорогого стоит. Что же происходит теперь?
Президент Польши Лех Качиньский торжествует победу. Он обрел полное право носиться, как угорелый, по европейским столицам и кричать: «Я же говорил! Я же говорил!». Его некогда безнадежная идея «энергетического НАТО» вдруг обрела убедительную аргументацию, и к ней теперь прислушиваются те, кто раньше и слышать не хотел об «энергетической взаимопомощи перед лицом возможного давления со стороны поставщика». Например, руководители Словакии и Венгрии, совсем недавно отмахивавшиеся от заявлений воинственного польского президента, вдруг перестали это делать. Они тоже провели несколько дней без нефти – а ведь, в отличие от, скажем, той же Германии, они в гораздо большей степени зависят от российских поставок. Пусть не желая того, но Россия наглядно продемонстрировала, что может случиться, если вдруг...
Для Германии данный форс-мажор не стал особо трагичным. Поставки через «Дружбу» составляют лишь пятую часть всей получаемой ФРГ нефти, а стратегических запасов в стране хватает почти на полгода «автономного плавания» (предусматривающего, что вдруг прекратятся ВСЕ нефтяные поставки). Тем не менее, именно немецкое руководство первым задумалось о том, как на практике обезопасить себя от подобных эксцессов в будущем.
Для канцлера Ангелы Меркель этот конфликт оказался выгодным сразу по двум причинам. Во-первых, еще во время своей предвыборной кампании она не раз подчеркивала, что следует хорошенько задуматься о диверсификации поставок энергоносителей. Специалисты христианских демократов заявляли, что у них готов план, позволяющий в течение года втрое снизить потребность Германии в российских энергоносителях. В то время интересы большого бизнеса заставили Ангелу Меркель положить дело «под сукно»: мировые цены на нефть и газ неуклонно стремились вверх, а Россия имела возможность предложить свой товар несколько дешевле.
Однако в последние два дня этот план вновь обрел актуальность, и теперь Ангела Меркель уже в должности канцлера предлагает капитанам немецкого бизнеса путь выхода из спровоцированного белорусским руководством кризиса – построить дополнительный танкерный флот, произвести закупки в других нефтеносных регионах. Сегодня ее слова звучат уже не как предвыборная агитация. Меркель признает, что это обойдется недешево, однако лучше получать нефть подороже, чем не получать ее сколь угодно дешево. Попутно загружается заказами судостроительная промышленность – а это прибыль, это тысячи новых рабочих мест на верфях Бремерхафена и Ростока, давно уже «больных» сокращениями и забастовками персонала..
Во-вторых же, немецкий канцлер получила шанс теперь уже с полным основанием осуществить свою заветную мечту и остановить демонтаж в Германии ядерных электростанций. ХДС/ХСС никогда не скрывали, что считают идею выхода страны из атомной энергетики «зеленым бредом», но они вынуждены были согласиться: на проекте настаивали социал-демократы, которые не вошли бы в состав большой правительственной коалиции, если бы в коалиционное соглашение не был бы вписан пункт о закрытии немецких АЭС. Однако не далее, как во вторник, Ангела Меркель на совместном заседании немецкого Кабинета министров и Еврокомиссии в Берлине вновь вернулась к своему предложению повременить с этим планом, поскольку АЭС являются альтернативой нефтяным поставкам. Более того, она даже предложила задуматься над строительством новых ядерных электростанций. Кстати, председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Барросо недавно тоже объявил о намерении развивать атомную энергетику.
21 января Ангела Меркель должна посетить с рабочим визитом Москву. И не стоит обольщаться насчет того, с чем она пожалует в Кремль: «железной фрау» есть на что попенять президенту Путину. И канцлер, с присущей ей прагматичностью, не преминет это сделать. И пусть даже зачинщиком «скандала в благородном семействе» стал «последний диктатор Европы» Александр Лукашенко, но собирать камни придется отнюдь не ему.
Борис Альтнер