Posted 11 января 2007, 09:59
Published 11 января 2007, 09:59
Modified 2 апреля 2024, 02:54
Updated 2 апреля 2024, 02:54
В среду впервые за свою пятидесятилетнюю историю Европейский Союз в лице Еврокомиссии попытался придать конкретики такому понятию, как «единая энергетическая политика ЕС». В основу легли общие принципы в вопросах энергетики, сформулированные Еврокомиссией еще в марте 2006 г. в так называемой «Зеленой книге». Дополнительную актуальность энергетической теме придали события, развернувшиеся вокруг проблем с поставками нефти в Европу из-за разногласий между Россией и Белоруссией. Председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Барросо, заявил, что прекращение подачи нефти из России еще более высветило необходимость сделать Европу в этом отношении более самодостаточной. Чтобы достичь этой цели, был предложен целый ряд мер.
Самый большой резонанс в европейской прессе получил экологический аспект. Еврокомиссия поставила амбициозную цель: сократить выброс парниковых газов на 30% к 2020 г. по сравнению с 1990 г. Ну или как минимум на 20%. Некоторые британские и немецкие обозреватели тут же заявили что 20% - слишком незначительное снижение, ссылаясь при этом на более глобальные планы своих национальных правительств.
Экологическими соображениями также мотивируется необходимость перехода к новым, возобновляемым источникам энергии. Расширение использования возобновляемой энергии, помимо очевидной пользы для окружающей среды, позволит ЕС быть более самодостаточным, меньше зависеть от поставок энергоносителей извне. И хотя пока страны Евросоюза не могут похвастаться тем, что достигли поставленных целей (к 2010 г. доля возобновляемый энергии должна составлять 12% общего баланса энергоресурсов, а на практике едва ли превысит 10%), к 2020 г. поставлена задача довести долю возобновляемой энергии с сегодняшних 7 до 20%.
Амбициозные задачи ставятся также и в отношении повышения эффективности использования энергии, экономии энергоресурсов. К 2020 г. предполагается использовать на 13% меньше энергии, чем сейчас. Экономя таким образом составит порядка 100 млрд евро и 780 тонн СО2 ежегодно.
При всей важности обозначенных мер, основный удельный вес в области реформирования европейской энергетики в предложенном Еврокомиссией подходе приходится на создание полноценного внутреннего энергетического рынка (ВЭР). С помощью реструктуризации существующего энергорынка, Еврокомиссия собирается изыскать 900 млрд евро, которые, по расчетам, нужны для нормального функционирования отрасли.
Планируемая реструктуризация включает в себя два основных момента. Первый касается реформирования тех вертикально-интегрированных европейских концернов, которые одновременно имеют энергогенерирующие мощности и владеют распределительными сетями. Еврокомиссия признает неэффективность деятельности таких компаний, поскольку они сдерживают развитие отрасли, не будучи заинтересованными в создании дополнительных распределительных мощностей и расширении допуска к уже существующим: это повышает конкуренцию и снижают цену на их продукцию, что им, естественно, не выгодно. В проекте Еврокомиссии предлагаются два возможных подхода к решению этой проблемы: либо такие вертикально-интегрированные компании должны быть разделены (на производящие и распределяющие предприятия), либо распределительные сети, оставаясь во владении этих компаний, передаются в то же время в управление и пользование иным участникам рынка.
Эти предложения Еврокомиссии означают, что с распределительными сетями фактически должными будут распрощаться крупнейшие европейские концерны E.ON, RWE и GdF. Такой подход самым серьезнейшим образом задевает интересы «Газпрома» в Европе. Все усилия российского концерна, направление на то, чтобы закрепить свое присутствия в газотранспортной инфраструктуре ЕС, могут потерпеть полное фиаско. Под угрозой оказываются газпромовские инвестиции в немецкую газотранспортную компанию Wingas и ряд планируемых проектов.
Правда, надо отметить, что планам Еврокомиссии противятся не только могущественные европейские корпорации (что уже является серьезной проблемой для инициаторов реформ), но и руководители ключевых стран ЕС – Германии и Франции, которые поддерживают свои компании в этом вопросе. Поэтому будущее предложений Еврокомиссии еще очень смутно.
Вторым направлением в создании ВЭР европейские чиновники считают учреждение системы административного надзора за его деятельностью. Предлагается либо увеличение полномочий национальных регуляторов рынка энергетики, которые бы функционировали по единым для всего ЕС правилам и координировались Еврокомиссией, либо создание наднационального органа ЕС, отвечающего за деятельность ВЭР Евросоюза. Утверждается, что подобные меры повысят прозрачность и эффективность работы в области производства и транспортировки энергоресурсов.
По мнению Еврокомиссии, создание унифицированных правил для функционирования европейского энергетического рынка будет также укреплять европейскую солидарность в энергетической сфере. Этому понятию в документах Еврокомиссии уделяется большое внимание. Традиционно предлагается по возможности диверсифицировать поставки энергоресурсов тем странам, которые зависят от одного поставщика. Планируется также увеличить его поставки газа из новых регионов, построить специальные газовые хабы в Центральной Европе и странах Балтии, развивать механизмы взаимопомощи в случае кризисных ситуацией. Что касается нефти, планируется и дальше совершенствовать механизмы создания ее стратегических запасов.
Интересно отметить, что еще до официального появления предложений Еврокомиссии из некоторых стран уже стала доноситься критика предлагаемого уровня европейской энергосолидарности. Недовольна Польша. По ее мнению, меры, предлагаемые Еврокомиссией для защиты в случаях перебоев с газом, малоэффективны и недостаточны. Больше же всего поляков возмутило то, что в документах Еврокомиссии Североевропейский газопровод (Nord Stream) фигурирует как газовый проект европейского интереса, оставаясь одним из основных приоритетов в сфере европейской энергетики.
Помимо Североевропейского газопровода и газопроводов из Северной Африки в Испанию и Италию (как внутриевропейского газопровода из Норвегии), большое значение Еврокомиссия уделяет проекту Набукко (Nabucco). Этот газопровод должен доставлять газ из Каспийского региона, Центральной Азии и Ближнего Востока через Турцию в страны ЕС. Уже к 2010 г. Набукко должен покрывать 7% всех потребностей ЕС в газе. Озабоченность представителей ЕС доставкой энергоносителей извне вполне понятна, так как, по прогнозам Еврокомиссии, к 2030 г. зависимость стран ЕС от импортируемого газа вырастет с нынешних 57 до 84%, а от нефти - с 82 до 93%.
В отношении России Еврокомиссия особо подчеркивает заинтересованность в сохранении и развитии партнерских отношений, заключении нового долгосрочного рамочного соглашения, которое бы содействовало взаимовыгодному сотрудничеству, основанному на рыночных принципах. В документах говорится о необходимости создания условий, способствующих притоку новых инвестиций: Еврокомиссия намекает на необходимость демонополизации энергетического рынка России по модели ВЭР. Сотрудничество видится через призму Энергетической хартии и Транзитного протокола.
При этом говорить об изменении позиции чиновников ЕС, их попытке (помимо чисто формальной) учесть позицию Росси, не приходится. Очевидные попытки Еврокомиссии увеличить свою субъектность, акцент на европейской энергосолидарности, ставка на возобновляемую энергию и планы по реструктуризации вертикально-интегрированных энергетических концернов едва ли соответствуют долгосрочным российским интересам.
Нетрудно предсказать непростые переговоры в будущем, когда Польша вспомнит, что европейская солидарность – это не улица с односторонним движением, и начнется поиск компромисса между Россией и Евросоюзом по животрепещущим вопросам энергообеспечения. Правда, не стоит забывать, что все предложения Еврокомиссии еще должны быть одобрены весной министрами стран-членов ЕС, и, вероятно, будут определенным образом скорректированы.