Posted 23 января 2007, 11:16

Published 23 января 2007, 11:16

Modified 2 апреля 2024, 02:49

Updated 2 апреля 2024, 02:49

Украина: праздничная мифология

23 января 2007, 11:16
На Украине создается мифология, призванная заменить историю и разделяющая украинцев и великороссов, придумываются новые праздники. Впрочем, иногда даты, призванные укрепить эту мифологию, бумерангом оборачиваются против нее же.

На Украине создается мифология, призванная заменить историческую науку и разделяющая украинцев и великороссов. Придумываются ничего не значащие праздники. Впрочем, иногда даты, призванные укрепить украинскую националистическую мифологию, бумерангом оборачиваются против нее же.

На 22 января «назначен» День соборной Украины. Торжественный акт воссоединения суверенных украинских государств Западно-Украинской Народной Республики (ЗУНР) и Украинской Народной Республики (УНР) в соборное Украинское государство провозгласила директория УНР 22 января 1919 года на Софийской площади в Киеве. Какие же субъекты подписали этот Акт?

Западно-Украинская Народная Республика была провозглашена 1 ноября 1918 года во время массового выступления украинской интеллигенции и военных на территории Австро-Венгерской империи в Галичине. Столицей ЗУНР сначала был Львов, потом Тернополь, а с января 1919 года - Станислав (в настоящее время - Ивано-Франковск). ЗУНР состояла из украинской партии галицийской элиты. Другая – русская - была уничтожена.

Однако существует аспект, о котором авторы новейшей украинской истории знают, но предпочитают умалчивать. Широкая же публика об этом вообще не осведомлена. Речь идет, с одной стороны, о русском национальном возрождении Галицкой и Карпатской Руси в ХIХ-ХХ веках, а с другой - об австро-венгерском геноциде русских (политических процессах над "русофилами", концлагерях и массовых казнях, унесших более 60 тыс. жизней) и о роли "украино-австрийской партии" в вышеназванном черном деле.

О масштабах русского национального возрождения в Галиции красноречиво свидетельствует собравшая более 100 тыс. подписей русских галичан петиция в Венский парламент. В ней говорится, что «галицко-русский народ по своему историческому прошлому, культуре и языку стоит в тесной связи с заселяющим смежные с Галицкой землей малоросским племенем в России, которое вместе с великорусским и белорусским составляет цельную этнографическую группу, то есть русский народ».

Галичане подчеркивали, что язык этого народа, выработанный тысячелетним трудом всех трех русских племен и занимающий в настоящее время одно из первых мест среди мировых языков, Галицкая Русь считала и считает своим, и за ним лишь признает право быть языком ее литературы, науки и вообще культуры. За права этого языка в Галиции боролись многие выдающиеся люди, и он употребляется повсеместно. Поэтому в петиции содержалось требование свободы изучения и преподавания русского языка, истории и права на русских землях, входивших в состав Австро-Венгрии.

Столь же динамично стал развиваться процесс возвращения униатов в православие (на крупные церковные праздники до 400 крестных ходов прорывалось через австрийскую границу в Почаевскую лавру). В ответ на рост русского возрождения в подвластных ей областях Австро-Венгрия развязала геноцид.

Сначала было проведено несколько показательных процессов над священниками и мирянами, переходившими в православие и говорившими по-русски. Это так называемые "Процесс Ольги Грабарь" (1882 г.), первый и второй Мармарош-Сигетские процессы (1912-1914 гг.) над закарпатскими крестьянами, целыми селами переходившими в лоно православной церкви (более 90 человек осуждены, тысячи же крестьян несколько лет жили на осадном положении), процесс Максима Сандовича и Семена Бендасюка (1914 г.), процесс доктора богословия Богатырца и "Дело братьев Геровских" на Буковине (1912-1914 гг.).

Затем, когда разразилась Первая Мировая война, начался массовый антирусский террор. Была создана сеть концлагерей. (Самый известный из них - Талергоф, близ города Грац в Австрии.) В первое время были уничтожены более 60 тыс. человек, более 100 тыс. бежали в Россию, еще около 80 тыс. были уничтожены после первого отступления русской армии, в том числе около 300 униатских священников, заподозренных в симпатиях к православию и России. Эти сведения приводит польский депутат Венского парламента Дашинский. (Все русские депутаты этого парламента были расстреляны.) ("Временник", Львов, 1938 г.)

Вот что писал об этих событиях галицко-русский историк Василий Ваврик: "Австро-мадьярский террор сразу на всех участках охватил прикарпатскую Русь... Наши братья, вырекшиеся от Руси, стали не только прислужниками Габсбургской монархии, но и подлейшими доносчиками и даже палачами родного народа... они исполняли самые подлые, постыдные поручения немецких наездников. Достаточно взять в руки украинскую газету "Дело", издававшуюся для интеллигенции, чтобы убедиться в этом окончательно. Сокальский уезд был поленом в глазах "украинских патриотов", поэтому доносы с их стороны сыпались на русских людей, как град из черной тучи.....

Талергоф... В дневниках и записках талергофских невольников имеем точное описание этого австрийского пекла. Первую партию русских галичан пригнали в Талергоф 4 сентября 1914 года. До зимы 1916-го в Талергофе не было бараков. Сбившийся в кучу народ лежал на сырой земле под открытым небом, выставленный на холод, мрак, дождь и мороз... Священник Иоанн Мащак под датой 11 декабря 1914 года отметил, что 11 человек загрызены вшами. По всей талергофской площади повбивали столбы, на которых довольно часто висели и без того люто потрепанные мученики, происходила "анбинден" - славная немецкая процедура подвешивания за одну ногу. Изъятий не было даже для женщин и священников».

Однако лидеры Западноукраинской Республики оказались меньшими русофобами, чем "Украинская народная республика" Симона Петлюры. Первым делом петлюровской власти в Киеве стали расстрелы офицеров Белой Армии, выступавших за Единую и Неделимую Россию. Вторым - уничтожение православия. Один из лидеров "Директории" Владимир Винниченко писал, что "православие завело Украину под власть московских царей". Поэтому он предлагал декретом запретить православную церковь, ввести унию (насильственный союз с Ватиканом), православных епископов, противников унии - депортировать из Украины. В качестве переходной структуры от Православия к унии "петлюровцами" была создана нелегитимная "украинская автокефальная церковь", поддержанная затем большевиками.

Затем "Украинская народная республика" откалывается от Западноукраинской и передает Галицию Польше. А Западно-Украинская республика подписывает договор с Антоном Деникиным на следующих условиях: ЗУНР признает единую и ееделимую Россию, в которой территории Малороссии являются обычными губерниями освобожденной от большевиков России. Западноукраинская республика входит в состав свободной России на правах конфедерации.

Однако те, кто придумал праздновать "День соборности Украины", умалчивают об этих фактах.

Кирилл Фролов, заведующий отделом Украины и Крыма Института стран СНГ

Подпишитесь