Posted 30 января 2007, 10:42
Published 30 января 2007, 10:42
Modified 2 апреля, 02:46
Updated 2 апреля, 02:46
Современную Россию часто обвиняют в давлении на соседей и посягательствах на права народов. Как только Москва стала проводить в СНГ более прагматичную политику, тут же на Западе заговорили об имперских амбициях Кремля и возврату к реалиям Холодной войны. Между тем, если взглянуть на ситуацию объективно, Кремль почти впервые за пятнадцать лет начал вести с соседями по СНГ конструктивный диалог. Никаких поблажек, никаких предрассудков — четкие отношения по принципу "вы нам, а мы вам".
Самый яркий пример такой политики — США, которые хоть и являются "оплотом либерализма", но не боятся в случае необходимости попирать демократические нормы в отношениях с соседями странами. В ситуации с Мексикой это видно лучше всего.
В последнее время Мексика является самым близким Америке латиноамериканским партнером. Экономика страны фигурирует во всех интеграционных планах Вашингтона — не удивительно, что именно Мексика стала первым в Латинской Америке членом НАФТА (Североамериканская ассоциация свободной торговли). Между Вашингтоном и Мехико существует целый ряд партнерских договоренностей, среди которых — планы по культурно-образовательному сближению, особый порядок обмена студентами и специалистами, льготы на перемещение товаров и капиталов через границу, облегченная выдача виз для бизнесменов и специалистов, и много чего еще. Однако даже в условиях такой теплоты отношений Вашингтон все равно очень жестко проводит собственную линию.
Главная проблема, которая волнует США — вопрос нелегальной иммиграции. Через огромную по протяженности мексиканскую границу в Америку поступает гигантский поток беженцев. Сегодня Мексика превратилась в настоящий перевалочный пункт для иммигрантов с юга. Только в прошлом году мексиканские власти депортировали более 300 тысяч ожидающих отправки на север нелегалов. Среди них — бывшие жители Гватемалы, Гондураса, Парагвая, Боливии и других беднейших стран континента, стремящиеся попасть в США в поисках лучшей жизни.
Большинство этих людей — представители социальных низов. Приезжая в Америку, иммигранты крайне тяжело ассимилируются. Несмотря на созданные программы "легализации", многие из них предпочитают жить в замкнутых этнических общинах, занимаясь мелкими подработками (и зачастую нарушая закон). Это очень серьезно сказывается на уровне американской преступности: по официальной статистике, львиная доля всех нарушений закона в США совершается именно представителями национальных меньшинств.
Не может также не пугать Вашингтон и постоянно растущая численность "цветного" населения. Последняя перепись 1997 года зарегистрировала в США около 100 миллионов представителей нацменьшинств. Среди них около 40% - латиноамериканцы. Эта и так цифра может увеличиться еще на миллионы, если посчитать людей, официально не зарегистрированных и пересекших границу нелегально.
Рост числа нелегалов стал ответом на ужесточение миграционной политики США. В большинстве стран южного континента максимальная зарплата рабочего составляет всего 16% от зарплаты их северных соседей. При этом надо учесть огромный масштаб безработицы в Латинской Америке — только в одной Мексике она составляет около 48%.
И здесь США идут на крайне меры. С начала 2003 года Белый Дом начал проводить в отношении мексиканских мигрантов крайне жесткую политику. Еще в мае 2003 года администрация Буша передала вопросы миграционного ведомства Департаменту внутренней безопасности — очень показательный шаг. Вслед за этим началось поступательное увеличение численности приграничных служб. Летом 2006 года кабинет Буша принял план, согласно которому штат сотрудников границ с Канадой и Мексикой должен быть увеличен в общей сумме до 30 тысяч человек. Львиная доля новых пограничников отправится именно на мексиканскую границу.
Но самым радикальным решением стало постановление от октября 2006 когда, когда Джордж Буш подписал указ о строительстве так называемой "Мексиканской стены". Огромный по протяженности барьер, оборудованный пулеметными вышками и современными системами слежения, должен защитить границу от нелегальных мигрантов. В борьбе с ними Вашингтон не боится проводить политику своего старого врага СССР — уличенных в нелегальном пересечении границы людей будут просто расстреливать.
Неудивительно, что многие правозащитники успели окрестить проект Буша новой "Берлинской стеной" — подобная политика не очень-то соответствует демократической доктрине. Кто-то иронично сравнивает новую стену с Великой Китайской — подобно Поднебесной Империи Цинь США намерены всеми силами защитить себя от экспансии "пришлых варваров".
Тем не менее, Вашингтон непреклонен. Демократия — демократией, но личные позиции необходимо защищать. Как бы ни провозглашала Америка торжество либеральных ценностей и равноправие всех народов, в вопросах, которые для страны болезненны, она уступать им не собирается.
При этом Вашингтон все больше уделяет внимания экспансии на мексиканский рынок — созданию так называемых "макиладорес", свободных зон предпринимательства. По сути, это филиалы американских компаний с преобладающей долей капитала и менеджмента из США, которые обслуживают мексиканские граждане. Доходы и товар этих компаний свободно проходят сквозь мексиканскую границу — точно так же, как и управляющий персонал, согласно соглашениям НАФТА. Действительно, зачем идти у мексиканцев на поводу, если можно отгородиться от и прекрасно эксплуатировать их на родине за меньшие деньги. Пускай это аморально и недемократично по отношению к союзнику, тем более, что новый президент страны — ярый сторонник США, Мексика ничего не может сделать. В стране, где 50% населения живет за чертой бедностью, любые инициативы по созданию рабочих мест жизненно важны, и сотрудничество с Вашингтоном для этого необходимо в первую очередь.
Так и соседи России — пусть их не устраивает позиция Москвы, однако они вынуждены считаться с "Большим Братом". Последние события показали, что проведение жесткой политики по отношению к странам СНГ способствует возвращению протестующих политиков к реальности. И, спрашивается, если США играют по точно такой же системе, почему ее не может использовать Россия? Ведь правила, как известно, определяет сильнейший.
Максим Петренчук