Posted 30 января 2007,, 21:09

Published 30 января 2007,, 21:09

Modified 2 апреля, 02:45

Updated 2 апреля, 02:45

Оздоровите нацпроект!

30 января 2007, 21:09
Если действия чиновников в отношении нацпроекта "Здоровье" будут оставаться столь же бессистемными и непродуманными, то скоро нужно будет разрабатывать новый проект - «Защиты населения от системы здравоохранения».

Исполнился год с начала реализации национальных проектов. Уже можно подвести некоторые итоги и задуматься о том, настолько ли важным для россиян является нацпроект «Здравоохранение».

Очевидно, что озаботиться здоровьем граждан власть заставили не столько гуманизм или желание следовать действующей Конституции с закрепленными в ней гарантиями охраны здоровья человека, сколько, в первую очередь, экономические соображения. По данным Всемирной организации здравоохранения, за 2005-2015 годы потеря ВВП в России из-за преждевременных смертей от инфарктов, инсультов и сахарного диабета может составить 8,2 трлн руб. (в 2006 году объем ВВП в России равнялся 24,4 трлн руб.) А если к этим данным прибавить еще неучтенные экономические потери от низкого качества медицинских услуг, то показатели возрастут в несколько раз. Например, очереди в больницах сегодня уже мало кого удивляют. На запись к врачу и собственно лечение приходится затратить много часов рабочего времени. Но в этом случае почему-то никто не думает об экономических потерях, хотя в это время человек мог плодотворно трудиться. Если посчитать потери в масштабах страны за год, то получится огромная сумма неучтенных экономических затрат.

Беспристрастная статистика свидетельствует: ежегодно население России сокращается на 700 тыс. человек, средняя продолжительность жизни у мужчин составила 58,9 года(134 место в мире), у женщин – 72 года ( 100 место в мире). Для сравнения – среднестатистический американец живет на 14 лет дольше, а японец - на 16,4. Если ситуация не изменится, то к 2050 году на территории России останется не многим более 100 млн человек. Медики отмечают, что с 1990 года заболеваемость увеличилась на 31%, а основными причинами смерти в последние годы стали болезни системы кровообращения — 56,1%, онкологические заболевания — 12%, болезни органов дыхания — 4,1%, болезни органов пищеварения — 4%.

Большинство экспертов видят причины такого бедственного положения в недофинансирование медицинской сферы, устаревшей материально-технической базе (60-65% износа), низкой заработной плате (средняя заработная плата в здравоохранении в 2005 году до начала нацпроекта была ниже, чем в промышленности в 1,7 раза и 1,5 раза ниже, чем в среднем по стране). Никто не оспаривает тот факт, что заработную плату врачам нужно увеличивать, что и реализовалось в отношении участковых терапевтов, педиатров и врачей общей практики, приведшее, правда, к перекосу в оплате труда и недовольству других категорий медицинских работников, на которых доплаты не распространились.

Но решит ли проблему качества услуг в медицине простое увеличение заработной платы? Практика показывает – нет. Наряду с увеличением зарплаты и улучшением материально-технической базы, необходимо как можно быстрее решать проблему профотбора врачей и их качественной подготовки, а также повышения квалификации медперсонала среднего и низшего звена. Увеличение зарплаты несколько повысило привлекательность профессии для молодежи. В 2006 году конкурс в медицинские вузы страны увеличился в два раза. Однако смогут ли будущие специалисты решить проблему нехватки кадров? Спрос на медицинские специальности в вузах был и до реализации нацпроекта. Медицинские учреждения в крупных городах уже достаточно укомплектованы, а специалистов, главным образом, не хватает в больницах и поликлиниках маленьких городов и сел.

Стимулы в виде повышения заработной платы и предоставления жилья, несомненно, действенны, но к ним было бы неплохо добавить государственный заказ. Посчитать, сколько же точно необходимо подготовить специалистов для решения кадрового голода на селе, и вернуть практику распределения выпускников (хотя бы тех, кто обучается за бюджетные деньги). По самым грубым подсчетам «бюджетник» обходится государству в 45 тыс. руб. в год, то есть за 5-6 лет это цифра составляет что-то около 250 тыс. руб. (без учета выплаты стипендий и различных льготных путевок на летний отдых, предоставляемых профсоюзами университетов). Умножив эту цифру на количество молодых медицинских специалистов, устраивающихся работать в сферы, не связанные с медициной, мы получит огромные суммы денег, попросту потраченные в никуда.

Кстати, возвращаясь к большим суммам денег, направленным на зарплаты медицинским работникам, возникает вопрос о бессистемности предлагаемых нацпроектом мер, что, в свою очередь, ставит вопрос о компетентности Министерство здравоохранения и социального развития. Например, специалисты министерства при разработке доплат просто упустили из внимания действующий закон, предполагающий доплаты работникам районов крайнего севера и приравненных к ним территорий. Когда же руководство северных регионов напомнило о том, что было бы неплохо включить при расчете доплат врачам так «северные доплаты», Минздрав, спохватившись, долго не мог определиться с источниками осуществления выплат.

Если зарплаты по нацпроекту реально увеличились, то с решением демографической проблемы, один нацпроект не справится. Не случайно же президент России Владимир Путин инициировал закон о «материнском капитале». Предпринимаемые меры (оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов через систему родовых сертификатов) улучшают условия родов для матерей, однако не решают проблем здоровья новорожденных. Что будет с ребенком, если он с рождения не будет получать должной медицинской помощи, начиная от наблюдения у врачей, которые занимаются грудными младенцами, а подрастая все чаще сталкиваясь с существующими проблемами медицинской системы? Сомнительно, что нынешняя система здравоохранения улучшит его здоровье, и увеличит продолжительность жизни.

Очевидно, что политика в области здравоохранения пока совершенно непоследовательна. Улучшая материально-техническую базу медицинских учреждений, повышая зарплату врачам, как-то забывают, что национальный проект должен быть направлен на человека, на обеспечение комфортных условий для нуждающихся в медицинской помощи.

Например, после новогодних праздников опять в полный рост встала проблема получения льготных лекарств. Поставщики льготных лекарств после нового года не завезли необходимый перечень препаратов, предусмотренный дополнительной программой лекарственного обеспечения в аптеки. Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования опоздал с принятием бюджета, поэтому суммы, которые выделяются регионам на покупку льготных лекарств, стали известны только в конце декабря, что не дало возможности своевременно составить перечень и посчитать количество препаратов, необходимых для закупки по этой программе. В предновогодних хлопотах как-то не подумал о льготниках и Минздрав России. И с нового года выдача льготных лекарств прекратилась.

Теперь, чтобы получить необходимый препарат, назначенный в декабре, льготникам сначала придется выписать тот же рецепт, но уже на новом бланке. А новые бланки не смогли подвести во все медицинские учреждения, что затягивает процесс переоформления. Но в этом случае лекарств на всех все равно не хватит. Выбив себе лекарства за декабрь 2006-го, больные не смогут получить лекарства за январь 2007 года. Всего этого можно было избежать, если бы министр здравоохранения и социального развития России Михаил Зурабов определился со своим решением заранее. Но его постановление, как новогодний «подарок», вышло лишь 28 декабря.

Настораживает и сокращение перечня лекарств для дополнительного лекарственного обеспечения. В новый перечень, утвержденный в Минздраве России, не вошли препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний нервной системы, эпилепсии, бронхиальной астмы, а также психотропные препараты. Вызывает вопросы и расширение списка препаратов, выдаваемых только по рецепту врача. При этом важен не сам факт снижения доступности этих препаратов, а то что в поликлиниках неизбежно увеличаться очереди, которые и без того превысили разумные рамки.

Похоже, если действия чиновников будут оставаться столь же бессистемными и непродуманными, то скоро нужно будет разрабатывать новый нацпроект - «Защиты населения от системы здравоохранения». Если посчитать количество задействованных в нацпроекте «Здравоохранение» экономических, административных и иных ресурсов, посмотреть на географию, то он действительно уже стал национальным. Однако если как можно быстрее не заняться корректировкой проекта, то он может превратиться в простое «закапывание» средств. А здоровье человека опять окажется вне поля зрения разработчиков программы.

Илья Деминцев, «Росбалт-Север»