Posted 1 февраля 2007, 16:28

Published 1 февраля 2007, 16:28

Modified 2 апреля 2024, 02:44

Updated 2 апреля 2024, 02:44

Крымский вулкан

1 февраля 2007, 16:28
В Киеве есть политики, готовые пожертвовать национальной безопасностью и государственной целостностью ради реализации прозападных планов. Они держат Крым как «дубинку», которой можно ударить по отношениям с Россией.

Крымская проблема определяет национальную безопасность Украины. Для меня это аксиома, с которой украинская власть не желает считаться только потому, что решение крымской проблемы требует ответственных политических решений, которые невозможно реализовать в рамках нынешнего государственного курса. Ни экономический рост, ни активная имитация международного сотрудничества, ни урегулирование политического кризиса не смогут стать гарантией социальной стабильности и государственной целостности Украины, если в Крыму не будут обеспечены законность и правопорядок. Если не принять для этого необходимых мер, ситуация на полуострове будет постоянно ухудшаться, провоцируя нестабильность в украинском обществе, вовлекая Украину в международные конфликты.

Согласно концепции Национальной безопасности Украины, принятой Верховной Радой Украины, главная задача в этой сфере состоит в том, чтобы гарантированно защитить жизненно важные интересы личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Анализ положения дел в Крыму свидетельствует, что сложившаяся ситуация создает угрозы для национальной безопасности на всех уровнях. Она не позволяет реализовать неотъемлемые права и свободы граждан; разрушает общественную стабильность; подрывает суверенитет государства.

Что же мешает разрешению крымской проблемы? Я уже не раз говорил и писал о том, какую угрозу для общества представляет стремление части украинской правящей верхушки на любых условиях войти в евро-атлантическое пространство, не считаясь ни с мнением украинского общества, ни с историческими связями и культурными особенностями нашего народа. Это, на мой взгляд, является важнейшей причиной того, что сложная ситуация в Крыму с каждым годом все более обостряется.

Еще одним фактором, подрывающим стабильность, как на полуострове, так и в стране в целом, стало стремление части политического руководства, и прежде всего президента Украины бесповоротно разорвать с советским прошлым, объявить его ошибкой или даже преступлением. В основе подобной ущербной политики лежит, на мой взгляд, не столько иррациональный антикоммунизм, сколько вполне прагматическое желание сделать необратимыми социально-экономические перемены, обогатившие за счет общенародного достояния ничтожное меньшинство. На практике такая политика сводится к бездумному разрыву экономических и политических связей с Россией и другими республиками бывшего СССР. К попыткам уничтожить историческую память и выставить на первый план допущенные в прошлом ошибки, что обостряет общественные конфликты и провоцирует взаимное недоверие между различными этническими группами.

Свой вклад в развитие межэтнического и межконфессионального противостояния вносит и стремление олигархических и бюрократических группировок использовать нынешнюю ситуацию для обогащения и укрепления собственных позиций. В результате покрывается беззаконие, усиливается борьба за прибыльные предприятия и финансовые потоки, расхищаются природные ресурсы и общественное достояние. Естественно, что в подобных обстоятельствах добиться реализации социальных, политических и культурных прав граждан оказывается практически невозможно.

Предотвратить эскалацию межнациональных конфликтов в Крыму можно, только обеспечив реализацию социальных и культурных прав всех крымчан, ибо в основе межэтнического противостояния лежат социальные проблемы, которые с пользой для себя эксплуатируют национал-радикалы. Непрекращающиеся попытки ограничить сферу использования русского языка препятствуют интеграции Крыма в единое политическое пространство Украины, заставляют крымчан чувствовать себя гражданами «второго сорта» в собственной стране.

Между тем, элементарное наведение порядка в экономической сфере, успешное противодействие криминалу и коррупции, соблюдение конституционных прав Автономии могли бы предоставить средства, необходимые для решения хотя бы наиболее острых социальных проблем. Прекращение абсурдной политики, направленной на фактическое уничтожение русскоязычной составляющей украинской культуры, полноценная реализация языковых прав украинских граждан, говорящих и думающих по-русски, позволили бы поднять культурный уровень общества и снизить социально-политическую напряженность.

Решение этих вопросов, так же, как и прекращение самовольных захватов земли, представляет важность не только с точки зрения развития Крыма. Нестабильность в Крыму создает почву для вмешательства во внутренние дела Украины со стороны сил, стремящихся взорвать ситуацию в Восточной Европе. Речь идет не только об исламских фундаменталистах, усиление которых, упорно игнорируемое правоохранительными органами Украины, безусловно, представляет большую опасность. Но было бы ошибкой закрывать глаза на то, что некоторые политические круги на Ближнем Востоке заинтересованы в том, чтобы в Крыму возник масштабный межэтнический конфликт. Экономическое влияние Турции в Крыму уже сейчас достаточно велико (хотя его истинные масштабы оценить трудно, но оно, безусловно, больше, чем принято считать). При этом зависимость Крыма от турецкого капитала постоянно растет. В случае возникновения благоприятных геополитических обстоятельств националистические круги Турции смогут без особого труда перевести эту зависимость в политическую плоскость, используя в качестве инструмента тех же исламских фундаменталистов. В случае реализации курса на выход Украины из восточнославянского пространства и разрыв связей с Россией, который пытается проводить окружение украинского президента, соответствующие возможности у турецких националистов непременно появятся.

Нельзя исключать и такого сценария, при котором межэтнический конфликт в Крыму может быть использован определенными кругами США как предлог для усиления американского присутствия в регионе. В этом случае под угрозой окажется не только территориальная целостность, но и государственный суверенитет Украины, который может превратиться в разменную монету, используемую Вашингтоном для осуществления собственных планов глобального господства.

Бессмысленно закрывать глаза на существующие угрозы. Необходимо их осознать и попытаться предотвратить, добившись решения крымской проблемы. Нельзя рассчитывать на то, что национальную безопасность Украины будут обеспечивать ведущие государства евро-атлантического пространства в обмен на согласие Украины следовать в фарватере их внешней политики. Даже отказавшись от самостоятельности в проведении геополитического курса, Украина не сможет гарантировать собственную целостность и безопасность. Во-первых, у США и ЕС сейчас хватает собственных проблем, угрожающих их доминирующему положению в мире. Во-вторых, противоречия между наиболее развитыми странами мира будут только нарастать, и Украина, утратившая государственный суверенитет, может превратиться в арену противостояния между ними. В-третьих, дестабилизация обстановки в Крыму, может вызвать столь масштабный конфликт, который не удастся остановить даже благодаря содействию извне.

С геополитической точки зрения, Крым оказался на пересечении интересов четырех важнейших цивилизационных центров современности: США, ЕС, восточнославянского и исламского мира. По мере усиления международного влияния Китая, Крым неизбежно будет попадать в сферу его геополитических устремлений. Регионов, которые обладали бы подобным геостратегическим значением в мире немного. Почти все они представляют собой «горячие точки», напряженность в которых может перерасти в межцивилизационные столкновения. Крым пока сумел избежать развития событий по «кипрскому» или «косовскому» сценарию. Крымская Конституция, закрепившая за полуостровом статус территориальной автономии, блокирует развитие националистических движений. Но систематическое нарушение прав автономии со стороны центрального руководства подрывает уважение к Конституции, снижает действенность её положений, открывает простор для активизации националистов всех мастей.

Крым напоминает вулкан, который может в любой момент проснуться. Единственный способ не допустить этого – неукоснительное соблюдение законности и стремление к наиболее полной реализации прав всех крымчан, независимо от этнического происхождения. В этом отношении большую важность имеет прекращение практики самовольного захвата земельных участков, подавление коррупции, возвращение всех организаций, претендующих на представительство интересов этнических и конфессиональных групп, в рамки правового поля.

Необходимо безусловное выполнение Конституции Крыма и проведение внешнеполитического курса, позволяющего обеспечить территориальную целостность Украины и укрепить её государственный суверенитет. Для этого необходимо добиться сохранения Украины в восточнославянском цивилизационном и культурном пространстве, развивать политические и экономические связи с входящими в него государствами, - Россией, Белоруссией и Казахстаном. Это не только усилит международные позиции Украины, но и позволит стабилизировать обстановку в Крыму, создаст условия для формирования украинской политической нации.

Ответственные силы украинского общества обязаны остановить государственную политику, направленную на сознательное нарушение прав Автономной Республики. Крымская конституция представляет собой результат политического, но не юридического компромисса, позволяющего реализовать интересы как центра, так и автономии. Важно, что этот компромисс был выработан обеими сторонами в тесном взаимодействии, а не был навязан шантажом или силой. Но в последние годы центральное руководство утратило как стремление к сотрудничеству, так и умение учитывать интересы всех, а не отдельных групп.

В Конституции Крыма содержатся широкие правовые полномочия, позволяющие оставлять в автономии все собираемые на её территории налоги, повышать за счет собственного бюджета социальные выплаты, проводить языковую политику, отвечающую потребностям крымского общества. Реализация этих полномочий не прихоть и не вопрос политического торга между крымскими элитами и центральной властью. Это гарантия социального мира в Крыму и территориальной целостности Украины. Нельзя забывать, что обустройство депортированных, возвратившихся на постоянное место жительство, породило сложнейшие процессы в социальной сфере и в области земельных отношений. При этом ситуация постоянно осложняется провокациями со стороны центра, обостряющими межэтническое и межконфессиональное противостояние.

Крымское общество пока еще требует реализации своих прав от центрального руководства, поскольку не утратило надежды на проведение ответственной политики и сохранение социальной стабильности. Прекращение этих требований будет означать, что положение дел в Крыму изменилось к худшему, и развитие событий пошло по катастрофическому сценарию.

Понятно, что в Киеве есть политики, готовые пожертвовать национальной безопасностью и государственной целостностью ради реализации прозападных геополитических планов. Они держат Крым как «дубинку», которой можно ударить по российско-украинским отношениям. Но основной удар неизбежно придется по украинской государственности. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо объединение усилий всех ответственных политических сил Украины. Решить крымскую проблему можно и нужно. Для этого требуется отказаться от курса на евро-атлантическую интеграцию, укрепить связи Украины с восточнославянскими государствами, восстановить в Крыму законность и реализовать конституционные права автономии. Это и станет самой надежной гарантией национальной безопасности Украины.

Леонид Грач, председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений.

Подпишитесь