Posted 13 февраля 2007,, 10:59

Published 13 февраля 2007,, 10:59

Modified 2 апреля, 02:39

Updated 2 апреля, 02:39

Европейский "спрут"

13 февраля 2007, 10:59
Еврокомиссия добилась пересмотра целого ряда ключевых принципов стратегии внешней политики ЕС. Это означает, что Евросоюз намерен "переформатировать" пространство вдоль своих границ. Есть ли у России достойный ответ на внешнеполитические планы Европы?
Еврокомиссия добилась пересмотра целого ряда ключевых принципов стратегии внешней политики ЕС – так называемой Европейской политики добрососедства (ЕПД). Этот шаг, наряду со значительным увеличением финансирования ЕПД, свидетельствует о том, что Евросоюз в ближайшие годы всерьез намерен "переформатировать" пространство вдоль своих границ. Подобные действия, разумеется, затрагивают и интересы России. Вопрос в том, чем может ответить Москва на долгосрочные внешнеполитические планы Европы?


Все флаги в гости будут к ним?

ЕС растет. Масштабное расширение в 2004 году и недавнее принятие в состав Содружества Румынии и Болгарии вывело организацию на новые географические рубежи. Это поставило объединенную Европу перед необходимостью выработать комплексную политику по отношению к своим соседям на юге и востоке. Первые подобные попытки были сделаны еще в 2003 году. Четкие контуры эта политика стала приобретать в 2004 году, а непосредственно реализовываться - с 2005-го.

Новая стратегия получила название Европейская политика добрососедства. Она имеет два направления – южное и восточное. Южное включает в себя африканские страны Средиземноморья (Марокко, Алжир, Тунис, Египет, Ливию) и страны Ближнего Востока (Иорданию, Сирию, Леван, Палестину, Израиль). Восточное направление касается Белоруссии, Украины, Молдавии и стран Закавказья – Армении, Грузии и Азербайджана.

ЕПД непосредственно не затрагивает Россию, у которой с ЕС есть специальное соглашение о партнерстве. Однако Москва не может быть равнодушна к тому, как развиваются отношения Европейского Союза со странами, входящими в зону жизненно важных национальных интересов РФ, то есть с "восточным" направлением ЕПД.

Бросается в глаза, что ЕПД стала разрабатываться параллельно с расширением Евросоюза. С самого начала некоторые наблюдатели сделали из этого вывод, что ЕПД – не самостоятельная, реальная политика, а форма своеобразного утешения для тех, кого пока (а, возможно, и никогда) не примут в ЕС, но не хотели бы огорчать, открыто признавая это. Подтверждение данному тезису находят во всех ключевых документах Евросоюза, касающихся ЕПД. В них специально оговаривается, что это партнерство не является предварительной фазой перед вступлением в ЕС, то есть Евросоюз не хочет создавать лишних иллюзий. Однако проходит время, и становится очевидно, что ЕПД – это, используя ленинское определение, как НЭП: всерьез и надолго.

Больше соседей, хороших и разных

Политика добрососедства подразумевает, что в ходе ее реализации страны-соседи ЕС станут более экономически развитыми, более стабильными и лучше управляемыми. Разумеется, здесь, как и в большинстве деклараций ЕС, много говорится о демократии и правах человека – ценностях, которые должны разделять соседи. ЕПД – это своеобразный инструмент воздействия на страны-соседи ЕС, который в идеале должен создать унифицированное и процветающее окружение вокруг Евросоюза. По замыслу создателей, осуществление ЕПД приведет к тому, что отношения между странами-соседями и ЕС обретут новое качество, станут более сильными и глубокими. При этом авторы ЕПД подчеркивают, что политика добрососедства – это гибкий и комплексный инструмент, позволяющий увязывать между собой решение разных вопросов: рассматривать, например, вопросы экономического сотрудничества в тесной связи с вопросами соблюдения прав человека.

В документах о ЕПД особый акцент делается на том, что конкретный механизм сотрудничества со странами-соседями разработан таким образом, чтобы ЕС принципиально ничего им не навязывал. В идеале с каждой страной-соседом по итогам двусторонних переговоров подписывается "План действий", в котором оговаривается, что и как должно быть сделано в стране. Причем в каждом отдельном случае "План действий" уникален, детально разработан и отвечает особенностям страны-соседа ЕС. К примеру, в случае с Арменией это требование закрыть АЭС в Мецаморе, подробно прописанное в "Плане действий".

Гладко было на бумаге

В декабре 2006 года Еврокомиссия подвела первые итоги полутора годов реализации ЕПД и указала на возникающие трудности. Европейские чиновники обратили внимание, что бедность и безработица, невнятная экономическая политика, коррупция и слабость государственных институтов остаются главными проблемами в странах по периметру ЕС. Они самокритично заявили, что пока не удалось доказать партнерам ЕС, что доступ к рынкам Евросоюза открывается, что на пороге – новый этап глубокой экономической интеграции.

Признали и существование серьезны проблем, касающихся пересечения границ: у граждан стран-партнеров возникают сложности при обращении даже за краткосрочными визами в страну Евросоюза, что не способствует развитию сотрудничества. Представители Еврокомиссии также не удовлетворены результатами усилий, направленных на разрешение территориальных конфликтов на пространстве стран, охваченных ЕПД.

Для решения всех этих проблем Еврокомиссия разработала ряд мер, направленных, в первую очередь, на углубление экономической интеграции, на создание новых и расширение уже имеющихся зон свободной торговли. Еврочиновники поставили перед собой амбициозную задачу комплексно воздействовать на всю экономическую систему стран-партнеров, для того чтобы привести ее к стандартам ЕС. К примеру, с Украиной для достижения этой цели планируется заключить комплексное соглашение о свободной торговле. Еще одно направление ЕПД – включение как можно большего количества стран-партнеров в проекты в области транспорта и энергетики, их интеграция в существующие европейские сети.

Кроме того, Еврокомиссия заявила о необходимости упростить выдачу краткосрочных виз, что будет способствовать росту так называемых "оправданных" контактов. Предлагается усовершенствовать обмен информацией по вопросам миграции внутри ЕС и создать общие центры по выдаче виз в странах ЕПД. В ответ Еврокомиссия хочет получить от стран-партнеров улучшенную систему по борьбе с нелегальной иммиграцией и заключить соглашения по реадмиссии. Говорится также и о расширении контактов "неоправданных", то есть контактов молодежи, ученых, представителей общественных организаций. Предлагается также повысить уровень политического сотрудничества, развивать сотрудничество на уровне регионов.

Сверим баланс

Для осуществления всех этих амбициозных планов Еврокомиссия предлагает с 2007 года ввести новые схемы финансирования программ в рамках ЕПД. Бюджет всей программы должен быть увеличен на треть по сравнению с нынешним уровнем. Впрочем, как признают сами европейские чиновники, даже такое увеличение финансирования едва ли окажется достаточным для реализации поставленных масштабных задач.

Но для России появление такой комплексной политики со стороны ЕС, к тому же подкрепленной возросшим финансированием, представляет явный вызов. Желание ЕС играть более активную роль на пространстве бывшего СССР далеко не всегда отвечает интересам России. Например, соглашение о свободной торговле с Украиной окончательно ставит крест на проекте Единого экономического пространства.

Еще один далеко не однозначный шаг – предполагаемая активизация роли ЕС в разрешении региональных конфликтов на постсоветском пространстве. Здесь можно напомнить о том, что ЕС приветствовал фактическую блокаду Украиной Приднестровья.

Конечно, ЕПД не свободна от внутренних противоречий. Уровень сотрудничества с некоторыми постсоветскими странами, с той же Белоруссией, у ЕС минимальный. И результаты этой программы проявятся только через какое-то, не очень короткое время. Но уже ясно, что Евросоюз всерьез решил "переформатировать" пространство вдоль своих границ, разработав для этого четкую стратегию и тактику. Вопрос в том, есть ли похожая стратегия у России?