Posted 13 февраля 2007,, 12:08

Published 13 февраля 2007,, 12:08

Modified 2 апреля, 02:39

Updated 2 апреля, 02:39

Игра в футбол как заменитель войны

13 февраля 2007, 12:08
Британец Дуги Бримсон в книге «Убийцы футбола» пытается проанализировать происходящее в фанатской среде и вокруг нее, а также задается вопросом, что будет, если вирус футбольного хулиганства перекинется в США

«Убийцы футбола» Дуги Бримсон
«Амфора» Санкт-Петербург 2007

Решение итальянских властей «остановить футбол» имеет беспрецедентный резонанс. Это нерыночное и непопулистское решение; решение, выбивающееся из привычного ряда, и уже поэтому достойное внимания. «Игра в мяч превратилась в гражданскую войну и эрзац-заменитель жизни», - пишет одна из российских газет, комментируя решение итальянцев. Но не пытается ответить на вопрос, почему это случилось.

А вот известный сочинитель на темы футбольного хулиганства, британец Дуги Бримсон в своей новой, только что вышедшей в России, книге «Убийцы футбола» пытается проанализировать происходящее. Вообще, тема футбольного хулиганства стала одной из топовых в европейской прессе, «знаменитые хулиганы» идут в одном ряду с популярными моделями. Появились такие понятия, как «хулиганская литература», «хулиганский Интернет» и даже «хулиганская карьера». Не отстает и кино: отличный фильм «Хулиганы с зеленой улицы» (Green street), сценарий к которому написал, кстати, именно Бримсон, а в главной роли снялся экс-Фродо Элайджа Вуд, добавил интереса к теме «отмороженных фанатов».

Дуги Бримсон, прямо скажем, далек от глубокой аналитики. Он человек из фанатской среды, который, тем не менее, пытается не только описывать наиболее жестокие схватки известных «фирм», но и понять, откуда взялось нарастающее озверение фанатов последних десятилетий. Бримсон критикует сложившийся стереотип хулигана как «представителя рабочего класса, с убеждениями правоэкстремистского толка, средним с натугой образованием, семейными проблемами в детстве, пьющими родителями, отсутствием собственной семьи…» На его взгляд типичного хулигана на сегодняшний день описать очень сложно.

Тем не менее, Бримсон останавливается на двух различных аспектах привлекательности «жизни в фирме». Первый аспект связан с безотцовщиной – «прискорбным состоянием современной Британии». Это, по его мнению, толкает подростков искать чисто мужского общества, в котором можно пройти своего рода инициацию - посвящение в мужчины. И подростки находят это на стадионах и возле них. Во-вторых, это накал страстей, эмоциональная встряска, которой не дает правильная работа в правильном обществе по правильным законам. Человеческая природа подразумевает необходимость жестких стрессов, и если общество живет спокойно, то эта потребность начинает обретать все более причудливые формы. «..нигде (может, еще в армии) не найдешь такого духа товарищества, преданности, переживаний и насилия…». «Высокомерие, самоуверенность, смелость, назовите это как угодно, но именно для таких переживаний и живут те парни…». В общем, автор с полным пониманием описывает весь синдром радостей футбольного хулигана.

И все его попытки перейти после увлекательных описаний грандиозных побоищ к скучному конструированию «футбола без насилия» совершенно неубедительны. Футбольные саппортеры, которые приходят на стадион, чтобы весело побалагурить с приятелями, а потом вместе с болельщиками соперника выпить по бутылочке пива – эта идиллическая картина получилась у Бримсона гораздо менее реальной, чем нарисованные яркими красками отрицательные герои сегодняшних трибун.

Возвращаясь к своей работе над фильмом «Хулиганы зеленой улицы», Бримсон задается интересным вопросом: а что будет, если вирус футбольного хулиганства перекинется за океан – в США? Он полагает, что там найдется немало белых тинейджеров, которые могут воспринять британские традиции с большим интересом.

Татьяна Чеснокова

P.S.Вы хотите предложить для рецензии ваши книги? Пишите [email protected]
Предпочтение отдается книгам общественно-политической направленности.