Posted 12 февраля 2007, 21:43

Published 12 февраля 2007, 21:43

Modified 2 апреля 2024, 02:39

Updated 2 апреля 2024, 02:39

Неизвестная иранская „война”

12 февраля 2007, 21:43
Вот уже более года на глазах у всего мира разыгрывается иранская ядерная карта. Параллельно в Иране идет своя невидимая война - правительства президента Ахмадинеджада против исторического наследия страны, которое находится под защитой ЮНЕСКО.

Вот уже более года на глазах у всего мира разыгрывается иранская ядерная карта. Вероятная программа создания Тегераном ядерного оружия – тема номер один для СМИ и международных организаций, обеспокоенных проблемами безопасности. Параллельно все это время в Иране идет своя невидимая война - правительства президента Ахмадинеджада против исторического наследия страны, которое с 2004 года находится под защитой ЮНЕСКО.

Речь идет о персидском городе Пасаргады и его окрестностях, который стал первым историческим объектом, взятым под опеку этой международной организацией после иранской революции 1979 г. (как и разрушенная землетрясением цитадель Бам). 22 января этого года министр энергетики Ирана Саид Парвизи Фаттах объявил о намерениях правительства ввести в действие в районе Болаги и города Пасаргады дамбу „Сиванд”, строительство которой было начато в 1992 г. без проведения археологической экспертизы. Это значит, что под тоннами воды реки Польвар будут погребены и уничтожены уникальные артефакты земной цивилизации, которые принадлежит не только Ирану.

Почему нельзя затоплять Пасаргады

В X веке до н. э. на территории современного Северо-Западного Ирана образовалось мощное государство Мидия. Спустя 300 лет, в конце VII в. до н. э., вавилоняне объединились с мидянами и «свалили» амбициозную Ассирию, а затем завоевали всю территорию нынешнего Ирана. А в 553 году до н. э. иранское племя во главе с Киром, которое называло себя персами, восстало и избавилось от господства мидян.

Кир Великий, ставший основателем древнеиранской царской династии Ахеменидов, создал огромную империю, которая простиралась от Средней Азии до Египта. А Пасаргады, что в 80 км к северо-востоку от Персеполя (в переводе с греческого - «город персов»), и стали отстроенным 2500 лет назад персами городом, известным как священная столица государства Ахеменидов.

Более десяти международных археологических экспедиций обнаружили на месте развалин этого уникального памятника цивилизации цитадель (стены с башнями), каменную платформу «трон Соломона», каменную башню «тюрьма Соломона» (храм или гробница), дворцы (в их отделке использован черный и белый камень, буквально километры барельефов – украшений персидских дворцовых стен). Но оособый интерес представляет каменная гробница легендарного царя Ахеменидов Кира с его изображением и надписью: "Я Кир, царь Ахеменид…».

Рядом с Пасаргадами, на территории Болаги (в 4 км от древней столицы), обнаружены стена (видимо, укрепление), огромный сосуд более метра высотой и весом в 120 кг и керамическая печь, возраст которой, считают ученее, более 7500 лет. Здесь же были открыты древняя деревня и кладбище, относящиеся к поздней эре государства Сассанидов и ранней истории ислама.

Иранские археологи вместе с коллегами из Японии, Франции, Германии, Австралии, Италии и Польши обнаружили в том районе в общей сложности более 4000 древних памятников. Они принадлежат всему человечеству, и их судьба не может и не должна зависеть от решения министра энергетики и правительства Ирана.

Кир Великий – «отец прав человека»

Ахеменидского царя Кира Великого многие историки считают «отцом прав человека» и автором первой «Декларации прав человека», написанной 2500 лет назад. Ее текст найден в Пасаргадах. Он был начертан на знаменитом глиняном цилиндре в 538 в. до н.э., который находится сегодня в Британском музее в Лондоне. Его иллюстрации есть во всех книгах по древней истории стран Ближнего Востока.

В древней декларации, в частности, провозглашается: «Теперь, когда я с помощью моего Бога Маздо надел на голову корону правления Ирана, Вавилона и четырех других стран, я открыто провозглашаю: до тех пор, пока я буду жить, и Бог Маздо вознаграждает меня царством, я буду уважать веру и убеждения народов, правление которых доверено мне, и не позволю, чтобы мои властелины и подчиненные унижали веру и убеждения других народов или же притесняли их. Я, Кир, ныне стал владетелем царской короны, и до тех пор, пока Великий Маздо возлагает на меня бразды правления, и я буду жить на свете, я никогда не буду силой навязывать свое господство ни одному народу, и в моем царстве каждый народ волен принять или отвергать мое правление. Если они будут отвергать мое правление, признанное Ираном, Вавилонией и другими странами, я все же не допущу, чтобы кто-либо был подвергнут насилию. Если кто-либо, в силу своей слабости, подвергнется насилию, я буду его защищать и восстанавливать его права, а виновников привлеку к ответственности.

До тех пор, пока я буду владыкой, не допущу, чтобы кто-либо силой или иными неправильными и действиями присвоил чужое богатство и другое имущество без соответствующей компенсации. До тех пор, пока я буду жить, я не допущу, чтобы кто-либо заставил кого-то работать и не выплачивал ему вознаграждение. Я провозглашаю, что каждый волен исповедовать любую веру и религию по своему убеждению, избирать место жительства по своему желанию и совершить свое исповедание согласно убеждениям. Каждый волен определить свою работу и профессию, только при условии, что он не будет игнорировать права других и наносить ущерб другим».

Из истории жизнеописания Кира Великого греками Геродотом, Ктесием, а также из Ветхого завета известно, что Ахеменидский царь персов, в состав империи которого входили 23 страны и 49 народов, старался придерживаться своих деклараций.

Вот как он сам описывает свое вступление в Вавилон – главное событие его жизни: «Я, царь царей Кир Великий и Всемогущий, шах четырех стран, когда без сражения вошел в Вавилон, народ встретил меня дружелюбно и радостно. Мои войска без сопротивления мирно вошли в Вавилон. Не подверглись никаким актам насилия против мирных граждан. Дружелюбие вавилонян покорило мое сердце. Поэтому повелеваю: все люди свободны в своем вероисповедании и преклонении своим богам. Никто не может помешать этому; сохранить имущество и дома людей в целостности; запрещаю мародерство и вандализм; свято сохранить жизнь граждан.

Мой бог - Ахура Маздо с удовлетворением встретил мои повеления. Он дал мне, Киру Великому, моему сыну Кабужия и моим войскам добрые назидания. Цари всех государств, от верхних до рек низовий, преклонились к моим ногам. Повелеваю вновь открыть святые обители от Вавилона до Ассирии и Шумера и во всех землях, находящихся за рекой Дажпа. Вернуть на свои места иконы божества обителей. Повелеваю восстановить все разрушенные дома и вернуть их людям. Вернуть божества Шумеров и Аккада в их дворец, который называется «Радость сердца». Дарую всем людям мир и спокойствие».

Персидский царь сохранил жизнь престарелому Набониду, отцу убитого царевича Вавилонии, назначив его сатрапом Кармании. После завоевания Вавилона царь персов освободил из плена более 300 израильтян, разрешив им вернуться в Иерусалим. Он также восстановил там Иерусалимский храм за счет государства. Подробно эти события описаны в Библии, глава Ездры. Этот факт отражен и в Торе.

Цитата из этой античной декларации прав человека украшает также главную штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке. Гуманистические, либеральные взгляды древнего персидского царя вдохновляли также отцов американской конституции.

Известный американский режиссер иранского происхождения Кир Кар, который в разгар американо-иракской войны приехал на руины Вавилона снять фильм про своего знаменитого тезку и был по ошибке, как выяснилось позже, арестован и посажен в тюрьму Абу-Грей, в одном из интервью говорит: «Основываясь на том, что я о нем прочитал, могу сказать, что его незапятнанная честь сделала его фигурой, которой восхищаются. Его солдаты молились на него. Израильтяне называли его мессией, а иранцы – отцом. Его любили даже враги. Греки называли его законодателем, вавилоняне приветствовали как избранного. Такие государства, как Силиция и Милитус, добровольно подчинились ему. Он стал символом доброжелательности. … Он был освободителем, а не оккупантом».

Но руководство нынешней Персии вместо того, чтобы гордиться своей историей и историческими личностями, пытается тихо спрятать ее концы в воду (в буквальном смысле) под громкие заявления о разработке своей ядерной программы.

Мир против культурного геноцида

В российских СМИ практически нет информации об этой вспышке культурного геноцида в Иране. Но на Западе вот уже несколько лет журналисты, археологи, историки, политики и люди искусства пытаются вести борьбу за сохранение иранских исторических памятников. В 2005 г. был создан специальный Международный комитет по сохранению культурного наследия – развалин древней столицы Археменидов и множества уникальных памятников на ее территории. Комитет обратился с просьбой к персам и ко всем людям доброй воли поддержать его в этой невидимой борьбе с варварским отношением иранского правительства к мировому культурному наследию.

„Сейчас уже видно, - говорится в обращении, - что правительство Ахмадинеджада, прикрываясь созданным во всем мире напряжением, решило реализовать свое зловещее намерение с помощью строительства дамбы „Сиван”, затопив большую часть античной столицы Кира и место ее рождения, уничтожив таким образом наиболее сакральную часть иранской территории”. Международный комитет по спасению памятников мировой исламской цивилизации в Иране отмечает, что для правительства Ахмадинеджада мнение многих ученых с мировым именем „не имеет никакой ценности, и оно (правительство) собирается разрушить иранскую предисламскую историю и культуру”. Комитет выражает уверенность: хотя решение иранского правительства – „это начало катастрофы, но это также и начало нового витка в нашей культурной кампании против настоящего злодейства в отношении мирового культурного наследия”. Действия иранских властей сравниваются с варварским уничтожением талибами статуй Будды в Афганистане. (Там их просто взорвали.)

В эти дни возле возле ворот знаменитого Британского музея в Лондоне, в десяти залах которого разместилась уникальная экспозиция памятников Ближнего Востока, с разрешения властей развернута специальная уличная экспозиция: на столах разложены фотографии иранских древностей города Пасаргады, а люди с европейской и восточной внешностью предлагают посетителям музея и прохожим подписать петицию в их защиту.

Кстати, как заявляют ученые, дамба «Сиван» - это не начало, а уже продолжение невидимой миру культурологической катастрофы, которая началась после того, как некоторое время назад дамба Карун-3 похоронила под водой памятники мирового наследия в районе древнего иранского Изеха. Эту потерю уже не восполнить ничем (остается разве что заняться подводной археологией).

Мания дамбостроительства в провинциях Керманшах, Хузестан, Гилян и Западный Азербайджан, охватившая правительство Ирана, также грозит древним мировым памятникам в этих регионах. На сайте Международного комитета указывается, что письмо в адрес международных организаций с просьбой о защите мировых культурных ценностей на территории Ирана за две недели уже подписали 53 508 человек. В кампанию по их спасению включается все больше известных людей и простых граждан. Так что надежда на спасение есть.

Алла Ярошинская

Подпишитесь