Posted 15 февраля 2007, 18:46

Published 15 февраля 2007, 18:46

Modified 2 апреля 2024, 02:37

Updated 2 апреля 2024, 02:37

Сергей Иванов – Первый!?

15 февраля 2007, 18:46
За год до выборов президента России борьба за статус преемника действующего главы государства вышла на новый виток. Президент Владимир Путин произвел неожиданные и существенные перестановки в своем правительстве.

Более чем за год до выборов президента России борьба за статус преемника действующего главы государства вышла на новый виток. Президент России Владимир Путин произвел существенные перестановки в правительстве России. Премьер-министр Михаил Фрадков в своем кресле усидел, но стал еще "техничнее". При нем теперь не один, а целых два первых вице-премьера.

Перестановки были оглашены на совещании по экономическим вопросам в Кремле. На нем Путин объявил, что вице-премьер и глава министерства обороны Сергей Иванов стал отныне первым вице-премьером. "Одна из главных проблем, которые мы с вами решаем, – это придание российской экономике более инновационного характера. В этой связи мы с председателем правительства согласовали, и мною подписан указ о расширении сферы ответственности Сергея Иванова в правительстве Российской Федерации, возложив на него обязанности координировать кроме ВПК и часть гражданского сектора экономики. При этом повышается и его статус до первого заместителя председателя правительства России", - заявил президент.

По словам Путина, повышение Иванова стало возможным благодаря его удачной работе на предыдущем посту. "Полагаю, что с теми задачами, которые стояли перед ним в министерстве обороны, он справился, и справился достойно", - отметил глава государства. И, поскольку "сидеть на двух стульях", по мнению президента, в данном случае нельзя, то Иванов был освобожден с поста главы оборонного ведомства. "Нужно исполнять имеющиеся уже планы, планы развития ВПК, в этой связи мною подписан указ о назначении министром обороны Российской Федерации Анатолия Сердюкова, работавшего ранее в течение последних трех лет в системе министерства финансов РФ в качестве руководителя Федеральной налоговой службы", - добавил Путин.

Новый министр обороны закончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Из Ленинградской области и еще один новый "назначенец": это - руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин, который повышен до уровня вице-премьера. Его назначение, по словам Путина, связано с тем, что "председатель правительства считает также целесообразным усилить направление работы, связанное с внешнеэкономической деятельностью и, прежде всего, на направлении СНГ".

Эксперты связывают перестановки в правительстве "с многобашенной политикой Кремля" в отношении преемника. По мнению президента Центра политических технологий Игорь Бунина, "назначение Иванова означает, что ему предоставляются равные шансы с первым зампредом кабинета министров Медведевым на право стать «преемником». "Теперь у нас точно два кандидата в президенты", — добавил политолог. Солидарен с Буниным и гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. «Главное в этом решении — сделать Иванова и Медведева равновеликими фигурами», — сказал политолог.

Но ряд экспертов отмечает, что назначение Иванова – это не уравнивание с Медведевым, а опережение последнего. "Повысив статус Иванова, Путин подчеркнул «приоритетность роли оборонной безопасности России, о чем он говорил в Мюнхене», — отметил глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский. «Перестановки в Министерстве обороны России — это, безусловно, повышение для Сергея Иванова», — заявил он корреспонденту «Росбалта».

Так же думает и ведущий эксперт по России, Евразии и энергетической безопасности американского исследовательского центра Heritage Ариэль Коэн: «Судя по риторике, речь Путина в Мюнхене была «ивановской», а не «медведевской» — Медведев в Давосе говорил совершенно другое». По его мнению, лакмусовой бумажкой для определения значимости этих перестановок станет то, назначат ли Иванова премьером. "Если это произойдет, то «Иванов — наследник, и только землятресения и цунами смогут это изменить», - резюмировал он.

В оценке изменений в министерстве обороны эксперты не столь солидарны. По мнению Орлова, "изменения в минобороны проявятся еще не скоро, и оно будет, скорее всего, работать в прежнем режиме". А вот научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что назначение Сердюкова министром обороны – " унижение российской армии". "Это унижение, но не потому, что он чем-то плох, хотя на посту главы Федеральной налоговой службы встречались и руководители, чья деятельность вызывала меньше нареканий, но, вообще-то, на должности министра обороны, по-моему, должен находиться человек, если уж не военный, то все-таки имеющий отношение к силовым структурам».

Назначение же Нарышкина вообще вызывает удивление у большинства экспертов. Кто-то называет его "управленческой ошибкой", кто-то "усилением Фрадкова". Но никто не связывает с усилением позиций самого Путина в правительстве. По сути, Нарышкин выполнял функции "государева ока" при правительстве, также как в свое время Дмитрий Козак. Вероятно, теперь именно на Нарышкина будет возложена роль арбитра и балансира между двумя первыми вице-премьерами.

Немаловажным остается и тот факт, что на последней пресс-конференции Путин заявил, что "все, кому надо, уже на своих местах сидят". Возможно, конечно, что два визита в Индию и на Ближний Восток, с остановкой в Мюнхене, убедили президента в необходимости предоставления шанса Иванову. Но вероятнее, перестановки в правительстве планировались заранее. А это означает, что, скорее всего, ни Иванов, ни Медведев преемниками для самого Путина и не являются. Тем более, что рейтинги у двух первых вице-премьеров хоть и различаются, но, несмотря на все медиа-усилия, едва превышают статистическую погрешность. По последним опросам Фонда общественного мнения, президентский рейтинг Медведева 6%, у Иванова - 2%, а рейтинги доверия - по 9 и 6% соотвественно.

Система "двух консулов", которая, по сути, складывается, вряд ли добавит ясности в предвыборные президентские перспективы. Тем более, что на примере древнего Рима известно, что "консулат" лишь увеличивает диктатуру правителя. А консулы далеко не всегда становятся императорами.

Подпишитесь