Posted 21 февраля 2007, 15:23
Published 21 февраля 2007, 15:23
Modified 2 апреля 2024, 02:35
Updated 2 апреля 2024, 02:35
До 1 апреля правительство должно рассмотреть Концепцию развития аэродромной сети России, подготовленную министерством транспорта. Согласно концепции, в стране появятся федеральные, региональные и местные аэропорты. Федеральная сеть составит порядка 70 из 380 аэропортов. При этом субъекты Федерации смогут получить не любой аэропорт. Например, все 30 аэропортов Якутии станут частью федеральной сети, поскольку в этом регионе воздушное сообщение – безальтернативный вид транспортной связи с «большой землей».
Государство уже начало «сбрасывать балласт». В 2006 г. аэропорт Сочи был продан структурам Олега Дерипаски. «Пулково» переходит в собственность Санкт-Петербурга. В 2007 г. собираются выставить на продажу тюменский аэропорт «Рощино», 100%-й пакет акций аэропорт Салехарда и некоторых других.
Концепция также предусматривает создание сети узловых аэропортов, так называемых хабов, за счет которых планируется увеличить поток транзитных пассажиров. По прогнозам Минтранса, объем транзитных перевозок в России к 2015 г. должен возрасти почти в 2 раза.
За последние 10 лет количество аэропортов в России уже уменьшилось в 4 раза, поскольку идет активный процесс укрупнения. Помимо московских аэропортов, судьба авиахабов ждет воздушные ворота Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска, Хабаровска, Краснодара. Это будут или грузопассажирские, или грузовые авиатранспортные узлы. К их модернизации государство намерено привлекать инвесторов. По словам главы Минтранса Игоря Левитина, за 2 прошедших года по системе государственно-частного партнерства в аэропорты России инвестировано уже порядка 50 млрд руб., при этом на один государственный рубль приходилось два рубля частных инвестиций.
В данный момент процесс идет полным ходом. Авиакомпания «КрасЭйр» готовит заявку в Инвестфонд РФ на реализацию проекта международного хаба в Красноярске. Сибиряки оценили проект в $ 600 млн и рассчитывают получить 50% из госбюджета. Красноярск претендует на транзитный пассажиропоток Азии, здесь предполагают создать хаб между Китаем, Кореей, Японией, Индией, Европой и Северной Америкой. Согласно прогнозам инвесторов, к 2015 г. объем годового пассажирооборота красноярского аэропорта должен составить до 10 млн человек.
В новосибирском «Толмачево» видят потенциал грузового хаба, необходимый объем инвестиций оценивается в $25 млн.
Екатеринбургский «Кольцово» также будет превращен в хаб, что упростит проведение в 2009 г. в Екатеринбурге заседания глав государств-членов ШОС (Шанхайская организация сотрудничества). Через 2 года «Кольцово» должен принимать одновременно по 120 самолетов. В 2009 г. вложения в развитие аэропорта составят порядка 3 млрд руб. Уже разработаны два варианта строительства третьей взлетно-посадочной полосы, которая увеличит пропускную способность «Кольцово» в полтора раза.
Масштабная реконструкция предстоит и питерским воздушным воротам. По предварительным оценкам, объем инвестиций в «Пулково» до 2025 г. составит $1 млрд. Уже объявлено о начале архитектурного конкурса на реконструкцию и развитие аэропорта. Технические и функциональные требовании разработаны специалистами «Пулково» совместно с HOCHTIEF AirPort. Конкурс будет международным и фактически закрытым - приглашены всего 4 архитектурных бюро, поскольку главным условием отбора было наличие опыта проектирования и строительства аэропортов, а таких бюро в мире немного.
В итоге к конкурсу приглашены немецкое бюро GMP International (проектировало второй терминал аэропорта в Гамбурге и третий в Штутгарте), британское Grimshaw&Partners Ltd (терминал лондонского аэропорта Хитроу, аэропорты Манчестера и Цюриха), российское «Земцов, Кондиайн и партнеры» (один из основателей которого принимал участие в проектировании «Пулково-2»), а также американские архитекторы, проектировавшие аэропорт Чанги в Сингапуре, аэропорты Гонконга, Бостона, Тель-Авива и Сан-Франциско.
Победителя определят на заседании конкурсной комиссии 7 июня 2007 г. Дополнительно под развитие «Пулково» предполагается выделить около 150 га земли. Генплан развития до 2025 г. предусматривает реконструкцию существующего аэровокзала «Пулково-1» и строительство нового пассажирского терминала, гостиниц, бизнес-инфраструктуры. Новый терминал для обслуживания международных рейсов будет построен севернее «Пулково-1» к 2010 г. (первая очередь строительства). Он будет иметь пропускную способность до 7,5 млн человек в год. Впоследствии существующий «Пулково-1», который обслуживает рейсы по России и странам СНГ, должен быть объединен с новым терминалом в единый комплекс. Его пропускная способность составит 22 млн пассажиров в год.
По мнению специалистов, это вполне реальные цифры. Расположение Северной столицы позволяет «выпрямить» маршруты из Европы в Восточную Азию и Китай. Сменив, например, Лондон на Петербург, авиакомпании сократят дистанцию на таких рейсах на 500 км.
«Революция» в петербургском аэропорту будет осуществляться по схеме государственно-частного партнерства. По словам главы Минтранса, на 10 млрд рублей из федерального бюджета придется порядка 25 млрд заемных. При этом, если первую взлетно-посадочную полосу реконструировали на деньги федерального бюджета, то вторая «достанется» бюджету Петербурга, поскольку аэропорт переходит в собственность города. Местные власти также должны будут найти инвестора для реализации проекта «хаб на миллиард долларов».
Петербургский хаб станет для столицы запасным аэродромом, и может составить конкуренцию аэропортам Хельсинки, Копенгагена и прибалтийских стран. Таллиннский и Вильнюсский аэропорты пропускают примерно по 1,5 млн пассажиров в год, однако на звание регионального центра авиаперевозок претендует столица Латвии. В рижском аэропорту уже приступают к строительству дополнительного пирса, принимающего самолеты, на подходе возведение нового пассажирского терминала. В итоге через 7-8 лет проходимость аэропорта может быть увеличена до 10-12 млн пассажиров в год. В прошлом году через рижские воздушные ворота прошло 2,5 млн авиапассажиров – столько же, сколько через петербургский «Пулково». Удлиняя взлетно-посадочную полосу, латвийцы рассчитывают, что лайнеры из Копенгагена в Юго-Восточную Азию будут делать дозаправку именно в их столице. Также в Риге уверены, что, как только решится проблема с визами, из России хлынет поток туристов - привлекательных для россиян авиакомпаний-дискаунтеров там уже достаточно.
Видимо, не случайно Концепция развития аэродромной сети России появилась именно сейчас, когда похожие проблемы решают соседние страны. Главное, чтобы по мере ее утверждения и выполнения не было проволочек. Иначе может получиться так, что очень удачная и даже уже реализованная программа окажется невостребованной - просто потому, что другие с этой задачей уже справились.
Светлана Коробейникова