Posted 28 февраля 2007, 12:07
Published 28 февраля 2007, 12:07
Modified 2 апреля, 02:32
Updated 2 апреля, 02:32
Как менялся мужской идеал за последние полвека? У каждой эпохи свое представление о том, каким должен быть «настоящий мужчина». Насколько наш идеал расходится с тем, что есть в реальности? Я решила разобраться, как менялся образ «мужчины-мечты» в нашем «коллективном сознании» за последние полвека. А помогли мне в этом культовые фильмы, комментарий культуролога Игоря Кона, а также личный опыт звезд.
Если совершить беглый обзор самых популярных фильмов последних пятидесяти лет, то приходишь к выводу, что «мужчина мечты» в нашем кино пережил несколько «реинкарнаций». Он был физиком, слесарем, инженером, бандитом и солдатом. Примечательно, что «мужчина мечты» во многом – «продукт своего времени». Судите сами.
Шестидесятые годы XX века. Оттепель, космос, альпинисты, барды, вечера поэзии, узкие туфли, высокие прически. Главный герой эпохи – физик с лирическим уклоном. В номинации «Мужчина мечты» представлены Алексей Баталов («Девять дней одного года») и Александр Лазарев («Еще раз про любовь»).
Их персонажи – фанатики своей работы. Реакторы, ускорители, синхрофазотроны, элементарные частицы для них на первом месте, а любовь и супружеская жизнь – на последнем. Участь женщины рядом с таким человеком – быть музой и сподвижницей жреца науки.
Семидесятые годы ХХ века. Летаргический брежневский застой. Интеллигенция обрастает жирком, слушает песни Пугачевой и Высоцкого, смотрит фильмы Тарковского, ходит в театр на Таганку, читает толстые журналы, достает по блату джинсы и дубленки.
Советское кино неожиданно открывает новый тип героини. Это сильная женщина, плачущая у окна. Она сделала блестящую карьеру, руководит большим предприятием, ездит в министерство, заседает в Моссовете, но у нее не сложилась личная жизнь. По ночам в холодной постели она горько плачет в подушку, страдая от одиночества. Кто же покорит сердце сильной женщины 70-х годов?
В номинации «Мужчина мечты» представлены Андрей Мягков «Служебный роман») и Алексей Баталов («Москва слезам не верит»). Что можно сказать об их героях? Они не хватают звезд с неба, не делают карьеру, любят радости частной жизни. Их невысокий социальный статус с лихвой компенсирует человеческая доброта, надежность и порядочность. Счастье женщины брежневского застоя мог составить лысеющий статистик или слесарь высшего разряда.
Восьмидесятые годы ХХ века. «Тупик социализма», пустые прилавки в магазинах, тотальный дефицит, поколение «дворников и сторожей». В номинации «Мужчина мечты» выступает Олег Янковский («Полеты во сне и наяву»).
Его герой принадлежит к породе «лишних людей». Он ходит на нелюбимую работу, живет с нелюбимой женой, презирает своих друзей, «бегает по бабам», врет, тяготится существованием, делает всех несчастными. Но почему-то именно эта его непутевость и неприкаянность так нравится женщинам. Можно ли из этого мужчины сделать что-то пригодное для совместной жизни? Можно – если он «влюбится по собственному желанию».
Девяностые годы ХХ века. Крах СССР, приватизация, инфляция, дефолт. Десятилетие «челноков», криминальных «бригад» и передела собственности. Кино в 90-е годы почти не снимали. В номинации «Мужчина мечты» представлен Сергей Бодров («Брат»).
Его герой мужественен и бесстрашен. В одиночку расправиться с отморозками – нет вопросов. Защитить женщину, которую бьет муж, – всегда готов. Он спокоен, уверен в себе, не жаден и великодушен. Жить бы с таким как за каменной стеной, но вот беда – его совесть отягощена не одним убийством. Женщина остается с мужем-алкоголиком, который продолжает ее бить, а «мужчина мечты» уезжает в неизвестном направлении. Какое время, такие и герои.
Двухтысячные годы. Дождь нефтедолларов, стиль «R`n`B», мода на гламур. В больших городах появляется новый тип мужчины – метросексуал. Он – дитя общества потребления, нацелен на гедонизм и заботу о себе любимом. Он активно посещает салоны красоты, делает маникюр, педикюр, пилинг лица и стильную стрижку.
На Западе метросексуалы пользуются у женщин успехом, а в России – нет. Поэтому в номинации «Мужчина мечты» представлены Алексей Чадов («Война») и Андрей Чадов («Живой»). Их персонажи прошли чеченскую войну, близко видели смерть, теряли товарищей. Русский киногерой вернул себе архетипические черты воина и подлинной мужественности – но что ему делать в «мирной жизни»? Сможет ли его полюбить девушка, которая обожает шопинг, ночные клубы и хочет быть похожей на Ксению Собчак? Вопрос открытый. Можно предположить, что современные Он и Она будут долго искать друг друга.
А на 23 февраля лучше снова посмотреть старый советский фильм «Офицеры». Василий Лановой – холостой генерал, всю жизнь влюбленный жену фронтового друга, – «мужчина мечты на все времена» и для женщин всех поколений.
Берегите мужчин!
Но это все лирика, скажите вы. В кино герои и действительность подаются в преукрашенном и «концентрированном» виде, а жизнь гораздо прозаичнее. Что говорят о современных мужчинах социологи? Весьма невеселые вещи. Горькая правда заключается в том, что сильный пол таковым не является.
По многим своим «параметрам» мужчина гораздо уязвимее женщины. Судите сами.
1. По своей природе мужчины не такие «живучие», как женщины. Они лидируют по статистике смертности и на стадии младенчества, и в подростковый период (гибель от несчастных случаев) и по продолжительности жизни – мужчины живут на 10–15 лет меньше женщин.
2. Мужчины тяжелее переносят стрессы, хуже адаптируются в стремительно меняющемся мире, более склонны к суициду от социальных неурядиц и одиночества.
3. Комплексуют по множеству поводов: из-за своей внешности, спадов в карьере, из-за того, что жизнь сложилась не так, как бы хотелось.
4. Они безумно страдают от феминистских сдвигов, которые произошли в современной цивилизации. Ведь отовсюду наши мужчины только и слышат, что наступило тысячелетие женщин, что женщины талантливее и умнее, что скоро настанет «новый матриархат».
По мнению социологов, наша безумная жизнь предъявляет к мужчинам просто непосильные требования: он должен быть и трудоголиком, и любящим мужем, и заботливым отцом, и «сексуальным гигантом». Но такого быть просто не может. А если и где-то встречается такой тип, то его впору заносить в «Красную книгу».
| Татьяна Медведева, "Вечерняя Москва"