Posted 5 марта 2007,, 13:23

Published 5 марта 2007,, 13:23

Modified 2 апреля, 02:30

Updated 2 апреля, 02:30

Рыбаков: Преступления людей в мундирах остаются безнаказанными

5 марта 2007, 13:23

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 5 марта. Неотвратимость наказания является единственным инструментом, который может сдержать уровень преступности. Об этом в ИА «Росбалт» заявил правозащитник Юлий Рыбаков.

По его словам, российская правоохранительная система не сможет обеспечить неотвратимость наказания, поскольку безнаказанными остаются преступления тех, кто защищен мундиром. В качестве наглядного примера он привел историю студентов Виталия Шумилина и Дмитрия Мачихина.

Милиционер Алексей Николев появился к окончанию уличной драки, в результате которой никто серьезно не пострадал. Двух участвовавших в драке студентов - Шумилина и Мачихина - он захотел отвести в отделение. Те отказались, попытавшись уйти от милиционера. Они перебрались через низкую ограду и кусты и не могли причинить Николеву вреда, но тот открыл стрельбу на поражение. Мачихина он ранил в ногу, а Шумилина смертельно ранил в шею. Когда раненый в ногу студент попытался подняться, чтобы посмотреть что с товарищем, Николев выстрелил в него еще два раза, попав в область паха.

В конце февраля 2007 года в Московском федеральном районном суде Санкт-Петербурга было принято беспрецедентное решение, по которому милиционер, расстрелявший двоих студентов, один из которых погиб, продолжает оставаться на свободе. Противодействие юристов и правоохранительных органов тянется с 2001 года. Чтобы придать действиям милиционера оттенок законности, его коллегами было возбуждено уголовное дело против потерпевших. Двум молодым людям инкриминировали «хулиганство». К дверям больничных палат потерпевших был выставлен милицейский конвой, который не пускал к ним даже родственников, а Мачихина приковали наручниками к кровати, чтобы тот не смог сбежать с пулевыми ранениями в области паха и бедра.

7 февраля 2002 года следователем прокуратуры Московского района Санкт-Петербурга было вынесено постановление о привлечении Алексея Николева в качестве обвиняемого. 22 октября 2004 года Николев был признан виновным в совершении преступлений. Ему было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет. Определением от 15 марта 2005 года судебной коллегией по уголовным делам Санкт-Петербургского городского суда приговор в отношении Николева был отменен, и уголовное дело было направлено на новое судебное разбирательство в тот же суд, правда, в ином составе, со стадии назначения судебного заседания.

С 2005 года по сегодняшний день уголовное дело остается в Московском федеральном районном суде. Следователь прокуратуры Московского района, проводивший предварительное расследование, и судья, выносивший приговор Николеву, уже не работают.

В ходе независимого расследования юристам специализированной коллегии адвокатов «Призывник» стало известно, что при поступлении на службу в милицию Николев подделал справки о своем состоянии здоровья, а до прихода в правоохранительные органы четырежды, за один только 1994 год, находился на лечении в психиатрических стационарах.

Ни сам Николев, ни УВД, ни ГУВД до сих пор не признали совершения им преступления, не признали, что он вообще не мог исполнять обязанности сотрудника милиции, не мог осуществлять функции представителя власти. Уже более 5 лет Николев находится на свободе, а мерой пресечения ему избрана подписка о невыезде. Два с лишним года после убийства Николев работал милиционером.

По данным Юлия Рыбакова, за первые 3 месяца 2001 года в России сотрудниками милиции, использующими табельное оружие, были ранены 176 человек, 27 из которых закон не нарушили. Погибли 50 человек, 9 из которых не нарушали закон. Рыбаков рассказал, что данные за другие месяцы он получить не смог, потому что их засекретили.