Posted 8 марта 2007,, 11:52
Published 8 марта 2007,, 11:52
Modified 2 апреля, 02:29
Updated 2 апреля, 02:29
Как известно, родина «праздника весны и любви» 8 марта – Германия. С 1910 г. этот день отмечался по инициативе немецкой социалистки Клары Цеткин как день сопротивления рабоче-крестьянских женщин буржуазному угнетению. Соответствующим был и антураж: никаких цветов-подарков, только митинги и демонстрации. Сегодня эта боевая пролетарская традиция в Германии забыта. О том, что 8 марта – Международный женский день, лишь вскользь упоминается в новостях.
Впрочем, надо отметить, что пять немецких федеральных земель, составлявших ранее ГДР, еще не настолько далеко ушли от своего социалистического прошлого, чтобы забыть старые добрые советские праздники. Конечно, государственными «красными датами», а тем более выходными, они более не являются. Однако те, кто еще помнит про Берлинскую стену и немецкую народную демократию, по привычке отмечают 8 марта, причем так же, как и в других странах распавшегося Восточного блока - без всякой пролетарской атрибутики: цветами, подарками любимым и совершенно буржуазными походами в рестораны.
Что же касается остальной территории Германии, то окончательно забыть об этом празднике ей не дают цветочницы. Если примерно с конца января витрины любого цветочного магазина ФРГ оказываются украшенными письменными напоминаниями о Дне святого Валентина, то уже 15 февраля на их месте появляются плакаты и объявления о предстоящем 8 марта.
Примечательно, что еще несколько лет назад ничего подобного в немецких городах и весях не наблюдалось. Владельцы цветочных магазинов вместе со всем остальным населением страны благополучно позабыли о 8 марта и лишь удивлялись, почему в этот день к ним приходит огромное количество мужчин с ярко выраженным русским акцентом, которые покупают множество букетов, отдавая предпочтение тюльпанам. Кстати, за последние пять лет немецким цветочникам весьма ощутимую конкуренцию составили китайцы - множество китайских цветочных лавок открылось по всей стране, а уж их владельцы отлично знают, что такое 8 марта.
Еще одна категория населения Германии, не дающая родине Международного женского дня забыть об этом празднике – помянутые уже эмигранты из экс-СССР и стран Варшавского договора. Причем если в Прибалтике, Польше, Чехии и других государствах, ранее входивших в сферу влияния СССР, а теперь присоединившихся к ЕС, жители вспоминают о 8 марта все реже (к примеру, соцопрос в Латвии показал, что отмечают его 71% нелатышей и лишь 35% коренного населения), то в Германии выходцы из этих стран отмечают 8 марта чуть ли не поголовно.
Трудно сказать, чем это обусловлено – привычкой, ностальгией или тем, что женщины вступили в тайный заговор и не дают «новым немцам» позабыть о столь важном для себя дне. Впрочем, вся эта статистика относится исключительно к эмигрантам средних лет. Их сыновья и дочери, приехавшие в Германию в нежном возрасте или родившиеся уже здесь, подобными ностальгическими приступами не страдают и лишь удивляются, что «предки» так упорно цепляются за свое советское прошлое. Что не мешает, кстати, отпрыскам женского пола с удовольствием принимать знаки внимания от отцов.
Однако не все потеряно в Германии для праздника весны и любви. На выручку позабытому дню 8 марта вновь пришла женщина - канцлер Ангела Меркель. Она родилась в ГДР и, наверное, именно поэтому некоторые «советские» привычки настолько прочно угнездились в подсознании, что она просто не в состоянии от них избавиться. 8 марта 2006 г. она взяла, да и поздравила всех немецких женщин с «негосударственным» праздником.
Этот жест был по достоинству оценен левыми партиями. В этом году в адрес «железной фрау» пришло поздравление с Международным женским днем от лидера Партии демократического социализма (которая во времена ГДР называлась Социалистической Единой Партией Германии) Грегора Гизи, а вице-канцлер, социал-демократ Франц Мюнтеферинг вручил своей начальнице огромный букет красных тюльпанов под аплодисменты всего Бундестага.
Воодушевленные примером канцлера, другие немецкие женщины-политики также стали наперебой напоминать коллегам-мужчинам о Международном женском дне. Особенно постаралась сопредседательница партии «зеленых» Клаудиа Ротт, заявившая, что в этот день она намерена устроить забастовку, если не получит от коллег-мужчин хоть одного букета. Коллеги-мужчины немедленно исполнили свой долг, забросав ее цветами чуть ли не по пояс – даже экс-министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер прислал букет из далекой Америки, где теперь читает лекции по политологии в Йельском университете.
И лишь одна женщина во всей стране осталась недовольна возрождением 8 марта. Парадоксальным образом, ей оказалась самая знаменитая в Германии феминистка, главный редактор и владелица популярнейшего журнала «Эмма» Алиса Шварцер. По ее мнению, если уж возрождать этот праздник, то в его первоначальном значении - как день борьбы женщин против угнетения. А «весна и любовь» - вещи, конечно, хорошие, но совершенно не отражают тех идей, которые вкладывала в Международный женский день Клара Цеткин. Получила ли сердитая дама хоть один букетик на 8 марта, история умалчивает.
Борис Альтнер