Posted 15 марта 2007,, 09:47

Published 15 марта 2007,, 09:47

Modified 2 апреля, 02:25

Updated 2 апреля, 02:25

Нефть против гринго

15 марта 2007, 09:47
Вопреки надеждам Вашингтона, рейтинги левых политиков в Латинской Америке не только не падают, но и растут. Вслед за Венесуэлой и Боливией, курс на "противостояние янки" взял Эквадор. США рискуют потерять влияние на континенте, который считали надежным тылом.

Вопреки надеждам Вашингтона, рейтинги левых политиков в Латинской Америке не только не падают, но и растут. Вслед за Венесуэлой и Боливией, курс на "противостояние янки" взял Эквадор. Для США все это очень чревато — они рискуют потерять влияние на континенте, который еще вчера считали надежно защищенным тылом.

Ситуация, на самом деле, парадоксальна. Еще с XIX в., когда страны Южной Америки официально оформили свою независимость, северный "большой брат" стал чуть ли не их новым сюзереном, протектором и главным партнером. По доктрине Монро 1823 г., Южная Америка полностью объявлялась зоной интересов США.

Однако с 2001 г. деятельность администрации Буша переключилась на другие, более важные тогда для Вашингтона дела. Американцы занимались Ближним Востоком — Ираком, Сирией, Ираном, совсем позабыв про южных соседей. Но теперь США начинают понимать свою ошибку.

Между тем, за время отсутствия инициатив Белого Дома, в Латинской Америке установились совсем иные порядки. Венесуэльский Уго Чавес, боливийский Эво Моралес, эквадорский Рафаэль Корреа – все это лидеры новой волны. Их позиции на континенте очень сильны: мало того, что эти президенты официально заявляют о противостоянии американскому курсу, так еще и создают собственные блоки и коалиции — в частности, развивают интеграционный противовес через организацию МЕРКОСУР.

Неслучайно 2007 г. назван в Вашингтоне "годом Латинской Америки" - Джордж Буш пытается вернуть утерянные позиции. В планах главы государства - визиты, встречи, переговоры. Кроме того, президент Америки официально назвал южный материк "самым важным для США с точки зрения дружественных отношений регионом в мире".

Но не совсем понятно, на что именно собирается опираться Буш. Хотя, по некоторым данным, рейтинг американского президента выше, чем главного лидера "новой волны" Уго Чавеса — 32% против 28%, в некоторых странах континента венесуэльский глава уже имеет намного более прочные позиции. Кроме того, ставка на Бразилию, которую США собираются продвигать как главного оппонента политике Венесуэлы, тоже очень сомнительна. Между двумя странами существуют явные экономические противоречия, к тому же у власти в Рио-де-Жанейро находится социалист Лула, чьи политические взгляды крайне далеки от неолиберальных идей.

В то же время, причина амбиций и основная материальная база оппозиционных США сил на латиноамериканском континенте очень проста и понятна. Это — нефть и газ.

С момента распада СССР новая политическая реальность оказалась не столь уж подконтрольной Вашингтону. Несмотря на могучую дубинку в виде сильнейшей в мире армии и огромный бюджет, США не могут защитить систему "однополярного мира" сразу в нескольких ахиллесовых точках. Речь идет, прежде всего, об энергетическо-сырьевом аспекте. Сегодня те страны, которые располагают залежами топливных ресурсов, могут относиться к указам "большого брата" не столько трепетно.

Предпосылки такой реальности обозначились еще в 70-е гг. прошлого века, когда нефтяное эмбарго ОПЕК во время арабо-израильской войны продемонстрировало Западу факт его нефтяной уязвимости. Сегодня положение дел в мире не стало проще: цены на нефть и газ по-прежнему растут, а слезть с "сырьевой иглы" при помощи разработки альтернативных источников энергии пока никому не удается.

Давайте просто проанализируем список основных оппонентов США в мире. Тот же Иран Ахмадинеджада — его экономический потенциал держится на газе и нефти. Саудовская Аравия - вроде бы союзник, а вроде враг. поскольку именно Эр-Рияд поддерживает радикальных исламистов и террор. Но эта страна - еще и главный экспортер нефти на Ближнем Востоке, поэтому США не может ничего ей сделать. Россия, которую все привыкли видеть униженной и забитой, вдруг воспряла и стала стремительно завоевывать ведущие позиции в мире - опять же, за счет нефти и газа.

Собственно, то же самое происходит сегодня и в Латинской Америке. Своеволие проявляют именно те лидеры, чьи страны обладают энергетическими богатствами. Та же Венесуэла — главный экспортер нефти и газа на континенте. Боливия Эво Моралеса прочно держит в Латинской Америке второе место по добыче газа. Эквадор, где правит Рафаэль Корреа, тоже располагает немалыми запасами залежей сырья, которые он может продавать и использовать.

Наличие этих ресурсов и позволяет оппонентам США противоречить "большому брату". Энергоресурсы - ходовой товар, в котором сегодня нуждаются все промышленные державы. Как бы не возмущался Вашингтон, даже он вынужден отчасти идти экспортерам на уступки. Да и что США: если не купит Вашингтон - купит Европа; не купит Европа - купит Китай. Как бы не была сильна держава, от энергетического сырья она не может отказаться.

Вместе с тем надо заметить, что сегодня на континенте происходит еще один сложный процесс — скорее социальный, чем политический. Речь идет о настоящей революции умов местного населения. Если раньше нефтью и газом управляли политики и узкие круги финансовой элиты, теперь расклад сил изменился. Местные жители, живущие в условиях нищеты и бедности, осознали силу имеющихся в их руках богатств и требуют собственный процент от их использования. Нынешние латиноамериканцы хотят видеть свои страны сильными и богатыми, национально независимыми и социально ориентированными, с высоким уровнем жизни, который будет обеспечен, прежде всего, для простого населения. На этом и строится концепция нынешнего "левого социализма", который продвигают Уго Чавес и подобные ему политики.

Нельзя не отметить и еще один важный момент. Еще до прихода Чавеса, Моралеса и Коррреа в Латинской Америке было немало харизматичных популистов, обещавших избирателям "газ, нефть и золотые кущи", но их начинания заканчивались ничем. Политика нынешних президентов, напротив, с точки зрения рядовых граждан очень успешна — происходит стремительный экономический рост и повышение уровня жизни. В той же Венесуэле ВВП стабильно растет на 8% в год, Боливия за счет национализации газовой отрасли стала получать на миллиард долларов для бюджета больше. Нынешние властители проводят разумные социальные реформы: они заботятся о беднейших слоях населения, развивают образование и здравоохранение. Именно на этом они строят свою популярность и могут рассчитывать на то, что их идеи на континенте будут воприняты сугубо положительно.

Максим Петренчук