Posted 20 марта 2007,, 15:43

Published 20 марта 2007,, 15:43

Modified 2 апреля, 02:22

Updated 2 апреля, 02:22

Эксперты: Современные подростки мало читают, но много общаются

20 марта 2007, 15:43

МОСКВА, 20 марта. Защитить детей от вредной и опасной информации одними запретительными мерами невозможно – нужны детские СМИ с участием самих детей и подростков. Об этом, как передает корреспондент «Росбалта», заявили сегодня журналистам член Общественной палаты РФ Александр Школьник, профессор Высшей школы экономики, социолог Александр Шариков и президент творческого объединения ЮНПРЕСС Сергей Цымбаленко.

Отметив, что Общественная палата в целом поддерживает проект федерального закона «О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию", Александр Школьник при этом заметил: «Взрослые не от того и не так намерены ограждать детей».

Александр Шариков представил результаты масштабного социологического исследования «Российские подростки в информационном пространстве», которое охватило не только массовую подростковую аудиторию, но и временной период с 1990 по 2005 год. Согласно полученным данным, среди подростков драматически упал интерес к чтению - за 15 лет доля регулярно читающих книги сократилась с 50 до 18%.

«Уходит культура традиционной книги, и это катастрофа, - заметил профессор Шариков. – Но вместе с тем, уходит и телевидение». Отмечая падение интереса к телевизору, Шариков напомнил, что телевидение в современной России «повернулось спиной к детям». Особенно ярко, по его словам, это проявилось в 1996 году. «Выиграв выборы, Борис Николаевич Ельцин щедро раздал телересурсы тем, кто его поддерживал, - это были коммерческие каналы», - отметил Шариков.

В качестве типичного поведения победителей эпохи 90-х профессор привел пример НТВ. Эта компания до 1996 года делила канал с программой «Российские университеты». Получив от президента в подарок весь канал, НТВ, как напомнил Шариков, «клятвенно обещало сохранить просветительское вещание», однако «Российские университеты» тут же закрылись, и ничего просветительского на их месте не возникло. В настоящее время, по приведенным данным, доля детского вещания на телевидении гораздо меньше 1%.

На вопрос корреспондента «Росбалта» о том, что же приходит на смену книге и телевизору, Сергей Цымбаленко ответил: «Полифония растет». По данным ученых, дети и подростки берут информацию отовсюду – здесь все растущую роль играет Интернет, растет также влияние радио и посещаемость кино – и очень активно обмениваются ей. В таком обществе, по мнению экспертов, запретительные меры малоэффективны.

В качестве конструктивных мер, Школьник, Шариков и Цымбаленко предлагают всячески развивать детские и подростковые СМИ – весьма желательно, чтобы это был отдельный государственный телеканал. Кроме того, было высказано пожелание обязать все телекомпании опубликовать свои лицензионные обязательства и неукоснительно их выполнять. Эксперты подчеркнули необходимость максимального участия подростков – юных журналистов в подготовке передач.