Posted 22 марта 2007,, 10:00

Published 22 марта 2007,, 10:00

Modified 2 апреля, 02:21

Updated 2 апреля, 02:21

Санкт-Петербург. Круглый стол «Принудительное лечение наркоманов — "за" или "против"?»

22 марта 2007, 10:00

22 марта 2007 года в 13:00 в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» состоялся круглый стол «Принудительное лечение наркоманов — "за" или "против"?». Мероприятие было организовано ИА "Росбалт" совместно с газетой "Петербургский Час Пик".

В дискуссии приняли участие:

Сомнения в эффективности насильственного лечения наркоманов высказал главный нарколог Ленинградской области Евгений Крупицкий. По его словам, лечение наркомании — очень длительный процесс, который может растянуться на годы, а то и на всю жизнь. Начинать такое лечение принудительно в условиях уродливой и неэффективной системы российской наркологии нет никакого смысла. «Российская наркология основана на шаманистике, использовании научно не исследованных методов и предвзятом отношении к научно проверенным методам, признанным во всем цивилизованном мире. Не нужно путать альтернативное лечение, принятое в некоторых странах Европы, с принудительным лечением. Там принудительно лечат лишь наркоманов, совершивших правонарушения и дают им право выбрать метод лечения», — заявил Крупицкий.

В то же время профессор кафедры медицинской психологии МАПО; Григорий Григорьев считает, что принудительное лечение как фактор, тормозящий распространение наркоэпидемии в стране и сохраняющий права и свободы тех, кто еще не вовлечен в наркопотребление, допустим. С другой стороны, Григорьев отметил, что когда в государстве начинается жесткая борьба с наркоманией, количество наркозависимых не уменьшается, но их круг не расширяется. То есть, победить наркоманию таким образом все равно нельзя. Акцент нужно ставить на профилактику и духовное воспитание тех, кто от наркозависимости освободился.

Заведующий психоневрологическим отделением Института мозга человека РАН Юрий Поляков, говоря о возможности введения принудительного лечения, напомнил о том, что в правовом государстве нельзя забывать о правах конкретного человека. «Предполагается, что подростка на лечение должен направлять суд, но почему мы имеем дело с судом, если подросток ничего не сделал? Нет преступления, значит, нет и наказания», — сказал Поляков. Однако, инициативу о принудительном лечении Поляков частично поддержал. По его словам, наркоман приходит к наркологу не оттого, что хочет «завязать» с зависимостью, а оттого, что его общее физическое состояние оставляет желать лучшегоПо замыслу Полякова, перед началом лечения с наркоманом можно заключать контракты, где было бы записано, что он обязуется пройти лечение в течение 2 месяцев. «За эти два месяца пик наркозависимости проходит, и наркоман получает хотя бы теоретическое представление о жизни без наркотиков. Это, конечно, не гарантия выздоровления, но шансы у таких больных определенно возрастают», — заявил Поляков. Однако, Поляков добавил, что пока не видит правовых основ для существования такого контракта.

Врач-нарколог Центра инновационных технологий Сергей Белогуров высказал сомнение в том, что для принудительного лечения у государства просто не хватит медицинских центров, а альтернативные центры не имеют соответствующей аккредитации.

В России, в отличие от большинства стран Европы, отсутствует централизованный мониторинг наркоситуации. Такое заявление сделала старший научный сотрудник, руководитель группы изучения динамики социального сознания Социологического института РАН Мария Мацкевич. По словам Мацкевич, многочисленные социологические исследования на эту тему не скоординированы. В результате в обществе возникают различные мифы о наркомании. Одним из таких мифов является смешение понятий «наркоман» и наркопотребитель». Между тем, это совершенно разные понятия. Наркопотребитель — это человек, который пробовал наркотик лишь однажды, и больше пробовать не стал. Также наркопотребителями можно назвать тех, кто употребляет наркотики время от времени. По данным статистики, лишь 30% наркопотребителей являются наркоманами. Данные социологических исследований говорят о том, что в России число молодых людей, хотя бы раз в жизни принимавших наркотики, соответствует среднеевропейским показателям и находится на уровне 20-25%. В США, например, около 40% молодых людей принимает наркотики, но этой цифры не нужно пугаться, потому что 20 лет назад их количество было 60%. «Не нужно думать, что профилактические меры, принимаемые государством, дадут результат сразу, и завтра половина сегодняшних потребителей перестанет употреблять наркотики. Результаты профилактики появляются постепенно. В США рады, когда, количество никогда не принимавших наркотики увеличивается по проценту в год», — подытожила Мацкевич.

Валентина Иванова поблагодарила собравшихся экспертов за выступления. По общему мнению участников дискуссии, заседание круглого стола можно считать общественными слушаниями по данной законодательной инициативе.