Posted 22 марта 2007, 09:46

Published 22 марта 2007, 09:46

Modified 2 апреля, 02:21

Updated 2 апреля, 02:21

В евросемье не без урода

22 марта 2007, 09:46
Польша никак не может окончательно "вписаться" в Евросоюз. Европейцев в поляках раздражают гомофобия, ксенофобия, отношение к абортам и экологии.

Несмотря на то, что на прошлой неделе Польша не стала углублять существующий в ЕС кризис и согласилась подписать Берлинскую декларацию, дающую зеленый свет процессу дальнейшей европейской интеграции, страна продолжает сохранять репутацию главного скандалиста Евросоюза. Послужной список Польши в глазах европейцев выглядит совсем неважно, а газеты пишут о том, что Польша все больше «раздражает ЕС».

Действительно, Польшу трудно назвать образцовой европейской страной: по многим вопросам польская специфика очень часто выходит за рамки общепринятых в Евросоюзе стандартов. Например, ЕС раздражает откровенная гомофобия нынешнего польского кабинета. Недавние заявления замминистра образования Польши о том, что гомосексуалисты не могут работать в школе, разозлило многих в странах ЕС. Так же, как прозвучавшее ранее заявление его шефа Романа Гертыха на встрече министров образования стран ЕС о недопустимости «пропаганды гомосексуализма».Она, по мнению польского министра, приводит к упадку европейской семьи и отдает континент в руки «представителей мира ислама», которые, в отличие от европейцев, умеют заботиться о своих семьях. Подобные высказывания не вписываются в европейские представления о терпимости. Конечно, к последним можно относиться по-разному, однако раз уж страна вошла в состав ЕС, польским политикам следовало бы учиться играть по существующим там правилам.

Это понимают даже ультраконсервативные братья Качиньские. Поэтоому премьер Ярослав Качиньский сделал публичный выговор министру образования после нашумевшей встречи. Европейскую общественность, однако, возмутило не только отношение Гертыха к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации, но и его воинственное отношение к абортам. Здесь он просто шокировал собравшихся своими откровениями. Он говорил о «трагедии миллионов европейцев, умерщвляемых ежегодно посредством абортов». Гертых назвал это «преступлением, легализованным парламентами многих стран» и «новым варварством».

Нужно отметить, что в Польше с 1993 года аборты фактически запрещены: их можно совершать только, если под угрозой находится здоровье беременной женщины. При этом консерваторы, и партия Романа Гертыха Лига польский семей в том числе, хотят еще более ужесточить это законодательство, внеся в Конституцию поправку, в соответствии с которой человеческая жизнь в Польше должна оберегаться с момента зачатия. К этому проекту очень неоднозначно относятся в самой стране. Когда же апологет таких представлений попадает на европейскую трибуну, это не может не вызвать скандал.

Надо сказать, что Роман Гертых - не не единственный, кто с завидной регулярностью вызывает раздражение политкорректных европейцев. Его отец, Мацей Гертых, депутат Европарламента от Лиги, недавно от имени Европейского парламента издал брошюру «Война цивилизаций в Европе», в которой, в частности, говорилось, что «евреи – это трагическая общность, которая отделяет себя от других народов». Содержание брошюры было признано антисемитским, и президент Европарламента вынес Мацею Гертыху официальное порицание.

Помимо гомофобии, отношения к абортам и ксенофобии, гнев ЕС вызвал проект строительства автотрассы Варшава-Хельсинки через долину Роспуда. Дело в том, что долина является частью программы сохранения живой природа ЕС Natura 2000, в то время как по утвержденному правительством плану трасса будет проходить прямо через заповедник. Несмотря на то, что многие эксперты постоянно утверждали, маршрут можно без проблем скорректировать, польские власти до последнего упорно настаивали на своем. В итоге европейский комиссар по делам окружающей среды Ставрос Димас стал угрожать Польше многомиллионными санкциями. В понедельник стало известно, что его угрозы возымели эффект, и польский кабинет готов приостановить работы по проекту. Для ЕС, с его традиционным повышенным вниманием к экологическим проблемам, нежелание польских чиновников пойти навстречу в вопросе о строительстве в долине Распуда, преодоленное с огромным трудом, стало очередным разочарованием.

Масло в огонь польско-европейских противоречий, безусловно, подольет и новый закон о люстрации, вступивший в силу на прошлой неделе. В соответствии с ним, люстрационные свидетельства о контактах со спецслужбами ПНР, должны будут предоставить порядка 700-800 тысяч человек, родившихся до 1972 года. Новый закон касается не только людей, занимающих ответственные государственные посты (как это было раньше), но и преподавателей вузов, директоров школ (в том числе частных) и журналистов - как выполняющих «общественные функции». Помимо свидетельств самих граждан, правительство намерено опубликовать все данные, относящиеся к контактам со спецслужбами, имеющиеся у Института национальной памяти, где хранятся архивы секретных служб ПНР. Не говоря об уместности такого рода мероприятий в 2007 году, почти 20 лет спустя после исчезновения ПНР, этот закон явно нарушает элементарные гражданские права.

Серьезное раздражение ЕС вызывает и упрямство Польши в отношении вето на переговоры с Россией. В Брюсселе не понимают польской позицииа и, по большому счету, не знают, что с этим делать. Однако, как сказал во время «мясного скандала» постоянный представитель России в ЕС Владимир Чижов, Москва предупреждала ЕС о возможных трудностях в момент расширения. Польский пример – это лишнее свидетельство того, что в Брюсселе должны чаще прислушиваться к голосу России.