Posted 23 марта 2007,, 09:10

Published 23 марта 2007,, 09:10

Modified 2 апреля, 02:21

Updated 2 апреля, 02:21

"Невское время": Первым делом - "Аэробусы"

23 марта 2007, 09:10

Российская авиация находится в глубоком кризисе, и в ближайшие годы ситуация радикально не изменится. Вчера об этом заявили в Петербурге представители региональных органов надзора за воздушным транспортом.

Главная беда российской авиации сейчас – нехватка летчиков-ассов. Если в 1990-е годы небесные просторы бороздили 30 тысяч российских пилотов, в наше время – вдвое меньше. Пилотов готовят всего шесть учебных заведений, которые каждый год выпускают 200-250 пилотов. Ежегодная потребность авиакомпаний - 500 человек, по некоторым данным даже 700. При этом каждый год с летной работы по разным причинам уходят 400 человек.

Зарплата летчика, в отличие от пенсии, достаточно высока: поэтому они всячески стараются остаться на своем рабочем кресле. Следствие - летчики резко постарели: средний возраст пилотов сейчас 49 лет, хотя в начале 1990-х годов большинство были моложе 40. Кроме того, вместо 150 часов, которые необходимо налетать будущему пилоту за время обучения, государство финансировало только 60.

Однако сейчас, по словам начальника окружного территориального управления воздушного транспорта по Северо-Западному региону Виталия Халикова, государство повернулось лицом к гражданской авиации. В последние два годы в отрасль вкладываются достаточные средства, только в 2006 году из бюджета был выделен 31 миллиард рублей. Восстановлено финансирование 150 летных часов. По прогнозам, через два года авиационные училища смогут выпускать 500-600 человек. И все же о светлом будущем говорить рано.

- У семи нянек дитя без глазу. Авиацией так или иначе занимается пять ведомств – и Минтранс и Федеральное агентство… Это все даром не проходит. Когда отсутствует четкая вертикаль контроля, когда не все нормативные документы выпущены, до сих пор мы летаем по наставлению по производству полетов 85 года. До тех пор подобного рода случаи будут повторяться. Когда не с кого спрашивать, некому отвечать, - считает Виталий Халиков.

Одна из главных проблем, стоящих перед отраслью сейчас, - наладить качественный процесс обучения и подготовки пилотов. На 50 студентов приходится 300 человек персонала. Между тем. Но инструкторов становится все меньше и меньше: не каждый готов работать на энтузиазме за 7,5 тысяч рублей. На днях Министерство транспорта обратилось в правительство России, чтобы повысит зарплаты хотя бы до 22 тысяч.

Другая проблема – уже обученный пилот, вместо того, чтобы идти работать и повышать свой уровень, отправляется на год в армию. Ввиду сокращения военных кафедр в летных учебных заведениях, он служит рядовым – рядовые не летают. То есть пока летчик отдает долг Родине, все навыки забываются, и на подготовку вернувшегося из армии пилота вновь необходимо затратить колоссальные деньги. Себестоимость пилота очень высока, обучение в среднем обходиться в 100 тысяч евро.

Ректор Санкт-петербургского Государственного университета гражданской авиации Михаил Смирнов рассказал:

- Как выходить из кризиса авиакомпании и учебные заведения знают. Нужно время и средства, которые сейчас выделяют исправно. С нашей точки зрения, система подготовки пилота должна быть такой: 115 часов на однодвигательный самолет, 35 часов двухдвигательный самолет, и весь курс тренажерной подготовки. Это - за счет бюджета. После пилот идет в компанию, которая отправляет его на переучивание для конкретного самолета.

Конечно, есть и другая проблема: оборудование летных училищ и университетов уже давно устарело, требуется скорейшая модернизация. Учебные заведения подписали контракт: заказано 60 однодвигательных воздушных судов первоначального обучения (пришлось вновь наладить выпуск обновленных ЯК-18), 12 двудвигательных и 45 тренажеров – все это обойдется в 8,5 миллиардов рублей. Техника поступит на вооружение пилотов и инструкторов в течение 4 лет. Однако когда появятся по настоящему подготовленные кадры – другой вопрос.