Posted 26 марта 2007,, 10:40

Published 26 марта 2007,, 10:40

Modified 2 апреля, 02:19

Updated 2 апреля, 02:19

Почему ЦРУ прикрывало ядерные аварии СССР

26 марта 2007, 10:40
Когда 60 лет назад на Урале произошел ядерный взрыв, об этом молчали не только советские власти, но и США. Хотя, казалось бы, Штатам предоставился отличный повод нанести удар по врагу. Но у американцев были веские причины помалкивать.

В этом году исполняется 60 лет с тех пор, как на объединении по производству ядерного оружия «Maяк», расположенном на Урале, произошел мощный взрыв в резервуаре с высокорадиоактивными веществами. В результате 23 тысячи квадратных километров были загрязнены опасными для жизни радионуклидами, включая долгоживущий стронций-90, образовав так называемый Восточно-уральский радиоактивный след, на котором проживает 270 тысяч человек. Загрязнение сохраняется и по сей день.

По понятным причинам этот факт, равно как и его последствия, были засекречены властями не только от мировой общественности, но и от советских людей. Узнать хоть что-то впервые можно стало на первых парламентских слушаниях в комитете по экологии и рациональному использованию природных ресурсов горбачевского Верховного Совета СССР в 1989 году.

Сейчас на Западе публикуется все больше информации о той аварии, а также о проблеме гласности последствий ядерных испытаний во всех странах официального ядерного клуба и примкнувших к ним ядерных «самозванцев». Некоторые факты вызывают шок.

Вот как в книге «Плутоний - смертельное золото ядерного века», которую выпустили международная организация «Врачи за предотвращение ядерной войны» и американский исследовательский Институт проблем энергии и окружающей среды, описываются подробности происшедшего 60 лет назад на Урале: «Продуктовые магазины были закрыты; больше чем 1 000 тонн продовольствия были выброшены в отходы. Работы в сельском хозяйстве были остановлены приблизительно на 150 000 акрах более чем на два десятилетия. Более 10 000 человек власти переселили, а их опустевшие дома были разрушены и захоронены как радиоактивные отходы. Но никому из жителей не объяснили, почему это делается. Советское правительство засекретило тот инцидент и впервые призналось в этом только в июне 1989 года, поскольку Холодная война была закончена».

Особый интерес вызывает замечание директора американского исследовательского Института энергии и окружающей среды Арджуна Макхиджани о том, что «Запад помогал советскому правительству в его засекречивании правды об инциденте». Эксперт ссылается на историю, которая случилась с советским диссидентом, биологом Жоресом Медведевым, опубликовавшим в британском научном журнале New Scientist статью об этом взрыве и о большой утечке радиации. «Вместо того, чтобы осудить советскую цензуру, - говорит Макхиджани, - председатель Исполкома по вопросам атомной энергетики Великобритании сэр Джон Хилл и другие британские эксперты выразили недоверие всей истории, назвав статью несерьезной, «научной беллетристикой».

На парламентских слушаниях об уральских радиоактивных авариях в связи с работой производственного объединения «Маяк» в комитете по экологии и рациональному использованию природных ресурсов Верховного Совета СССР в 1989 году Жорес Медведев рассказал депутатам другую историю. На запрос западных государств о том, что случилось в этом регионе с радиационным фоном, советские власти ответили, что здесь производится… опыление местности радиацией в научных целях.

Но самое удивительное, как пишет Макхиджани, замять этот инцидент Советам помогло ЦРУ. "Согласно документу ЦРУ, датированному 1959 годом, управление знало о произошедшем инциденте, в результате которого были закрыты все продовольственные магазины в этой зоне. Нехватка продуктов «напоминала о худших временах Второй мировой войны, когда люди тоже страдали от недостатка еды. В ЦРУ также знали, что высокие должностные лица «носили маленькие радиопротекторы», в то время как простые люди не имела никакой защиты», - отмечает он.

Несмотря на пик холодной войны, ЦРУ так и не сделало эту историю достоянием общественности, хотя повод для того, чтобы заклеймить «империю зла», казалось, был как нельзя более подходящим. «Американское правительство не осудило Советы за засекречивание этого инцидента, за разрушение и утилизацию домов населения без объяснения людям, что же происходит», - пишет доктор Макхиджани. Почему?

Ларчик открывается просто. США, как и Советы, с которыми они никогда не прекращали бороться, засекретили информацию о разрушительном действии ядерного оружия почти сразу же после своего первого ядерного испытания 16 июля 1945 года. (В СССР тогда только разворачивалась работа в этом направлении.) Радиоактивное загрязнение было зафиксировано в радиусе 32 километров, наблюдалось также выпадение горячих частиц. «После испытания радиоактивное облако «упало» в основном в юго-восточной части штата Нью-Мексико, но даже 60 лет спустя там не было проведено никаких исследований о влиянии на здоровье людей, - отмечает доктор Макхиджани. - Полковник Стаффорд Уоррен, армейский доктор, который был главным в вопросах радиационной безопасности во время испытания, впоследствии рекомендовал, чтобы будущие испытания не проходили ближе, чем в 240 километрах от человеческого жилья. Рекомендация была проигнорирована - с трагическими последствиями».

В 1950 году, за семь лет до аварии на Урале, американцы искали возможность устроить полигон для постоянных испытаний ядерного оружия. Выбор почти пал на прибрежное место в штате Северная Каролина. Считалось, что большинство осадков будет выпадать в океан, и это лучше, чем на континент. Однако в итоге полигон устроен в Неваде, хотя всем было понятно, что радиоактивные осадки отсюда пройдут через значительную часть страны, «опыляя» по пути все живое и мертвое. Но кого это волновало?

В другой книге - «Радиоактивные небеса и земля: здоровье и экологические риски испытания ядерного оружия в атмосфере, под и над землей», которую выпустили международная организация «Врачи за предотвращение ядерной войны» и американский исследовательский Институт проблем энергии и окружающей среды, - приводятся интересные факты о том, как в США планомерно и на научной, можно сказать, основе разрабатывалась система оболванивания людей, проживающих в зоне ядерного полигона.

«В военных кругах существовало мнение, что публика в Соединенных Штатах имеет «истеричный и панический комплекс» по поводу радиации, и что эти настроения надо изменить, чтобы позволить Соединенным Штатам продолжить испытания. Во внутренних документах должностные лица министерства обороны говорили, что этот процесс «будет вопросом перевоспитания в течение длительного периода, - отмечают американские исследователи. - …предполагалось, что «перевоспитание» будет продолжаться, пока «люди не воспримут возможность атомного взрыва в пределах приблизительно ста миль от их домов» и в конце концов люди «будут чувствовать себя как дома, будучи в окружении нейтронов» и, по-видимому, почувствуют себя комфортно с ядерными испытаниями поблизости».

Властям США вполне удалось засекретить ядерные испытания, хотя радиоактивные выпадения были интенсивными. Как сообщает Филипп Фрадкин в исследовании «Радиоактивные выпадения: американская ядерная трагедия», после двух ядерных испытаний (Shot Garry и Shot Nancy), 1 420 овец и 2 970 ягнят в штатах Невада, Юта и Аризона умерли от лучевого поражения. И тут же последовал судебный иск к правительству США. (Трудно представить что-то подобное в то время в СССР, да и в России.) На процессе представители правительства предъявили «ложные и вводящие в заблуждение» объяснения, отказывали в информации, преподносили ее «в такой манере, которая была на самом деле обманом» и, в конечном итоге, «манипулировали» судом своими «запутывающими действиями». Тогда обман властям удался.

В общей сложности с 1940-х по 1970-е годы, пишет Арджун Макхиджани, в США более 23 000 человек были подвергнуты радиоактивным экспериментам. Причем многие не были даже проинформированы о сути дела. Они находились в полном распоряжении комиссии по атомной энергии, министерства энергии, министерства обороны, НАСА и департамента по делам ветеранов. В одном из экспериментов принимали участие даже более 100 ребят из школы в штате Массачусетс! Их кормили овсянкой из радиоактивного следа.

Проводились опыты и над заключенными, чтобы определить, какие дозы вызывают бесплодие, а также эксперименты на беременных женщинах. Неудивительно, что в 1993 году министр энергии Хейзел О'Лири, изучив эти материалы, заметила: «Единственное, что я могла бы об этом думать, - что это была нацистская Германия». Это тот редкий случай, когда гражданам страны и миру стало известно о секретной деятельности атомного и военного ведомств.

В своих работах исследователи американского Института проблем энергии и окружающей среды приводят и другие убийственные факты. В ядерных испытаниях принимали участие 250 тысяч военнослужащих США. «Они прошли через эпицентр взрыва, они вычищали плутоний из загрязненных судов и они летали на самолетах через «атомные грибы», наблюдая, как пилоты могли бы работать в условиях ядерной войны. Только в конце 1980-х американское правительство признало причиненный вред и начало программу компенсаций». (В России в этом смысле сделано очень мало – почти ничего, а Тоцкие учения все еще покрыты мраком.)

Кроме того, как отмечают эксперты Арджун Макхиджани, Бернд Фрейнке и Хишам Зерриффи в статье «Предварительные частичные оценки дозы от обработки ядерных материалов на трех заводах в 1940-х и 1950-х годах», напечатанной в 2000 году в газете USA Today, «во время холодной войны более полумиллиона рабочих оружейного комплекса Соединенных Штатов было подвергнуто радиоактивному облучению и химическим опасностям. В первые десятилетия работы ядерного военного комплекса многие были подвергнуты радиации, потому что не имели надлежащей информации, их никто не обучал, как вести себя в таких ситуациях, а иногда власти скрывали риски, чтобы, кроме прочего, еще и не платить за нанесенный ущерб».

Нет сомнения в том, что нечто подобное происходило (и до сих пор происходит) не только в США, но и во всех ядерных странах, включая СССР. Именно поэтому власти США вкупе с ЦРУ на пике холодной войны с Советами, опасаясь за свои собственные ядерные секреты и проекты, «прикрыли» «врага», когда на комбинате по производству ядерного оружия «Maяк» взорвался резервуар с высокорадиоактивными веществами. Простой человек для власть предержащих всегда был пылью – хоть здесь, хоть там.

Алла Ярошинская