Posted 31 марта 2007, 12:23
Published 31 марта 2007, 12:23
Modified 2 апреля, 02:17
Updated 2 апреля, 02:17
Премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский посетил Баку. «Белорусские компании допущены к добыче нефти в Азербайджане", - резюмировал он итоги своей поездки. По его словам, белорусской стороне предложено пять месторождений, где она может черпать “черное золото”. Договоренности оформлены протоколом, который с азербайджанской стороны завизировал премьер-министр Артур Раси-заде.
Впрочем, конкретного механизма, прописывающего, как азербайджанская нефть будет превращаться в белорусскую, пока не существует. Этот вопрос Минск и Баку еще будут обсуждать. “Государственная нефтяная компания Азербайджана и "Белоруснефть" в ближайшее время представят согласованный план действий по добыче нефти”, – уточнил Сидорский.
Надо сказать, белорусские и азербайджанские нефтяники встречались и до переговоров глав правительств. Но почему-то особого восторга по поводу предстоящего сотрудничества не выразили. Белорусы вышли с предложением “новых технологий по добыче нефти на старых месторождениях”, что, мол, позволит повысить эффективность нефтедобычи в каспийском регионе. Азербайджанские специалисты, которые собаку съели в нефтяном деле, отреагировали, согласно неофициальной информации, с улыбкой, – как учителя на предложения учеников. Впрочем, нефтяники – люди зависимые, и прежде всего, от власти, тем более в таких странах, как Белоруссия и Азербайджан. И если им сверху прикажут сотрудничать, то куда деваться – будут сотрудничать.
Идея нефтяной дружбы Минска и Баку возникла в прошлом году. По мнению наблюдатедей, она стала следствием новой экономической политики России в отношении стран СНГ. Когда эта политика открыто постучалась в ворота Белоруссии и Азербайджана, их лидеры неожиданно проявили друг к другу сильный интерес. В октябре прошлого года Ильхам Алиев нанес визит Александру Лукашенко, который увидел вдруг, что гость очень “похож на своего отца”, которым восхищался белорусский лидер. Более того – похожий на отца сын Гейдара Алиева выразил удивительную готовность к партнерству с Минском в энергетической сфере. “Наличие в Азербайджане крупных месторождений нефти и газа, а в Белоруссии – современного и мощного нефтехимического комплекса – это основа, на которой могут взаимовыгодно развиваться наши отношения в области энергетики”,– сформулировал тогда Лукашенко формулу партнерства этих бывших советских республик.
Несмотря на то что в то время по белорусским трубам еще вовсю шла на Запад российская нефть, Лукашенко, заглядывая наперед, не исключал, что ситуация может измениться и стоит заблаговременно позаботиться о том, чтобы транзитный нефтепровод “Дружба” был заполнен. “Мы готовы предоставить инфраструктуру трубопроводного транспорта для транзита каспийской нефти в Прибалтику и Польшу”,– предложил Лукашенко Алиеву-младшему.
Чуть позже, в ноябре прошлого года, присоединиться к этому замыслу предложили и Киеву. В итоге лидеры трех стран – Белоруссии, Азербайджана, Украины - объявили о плане создания “консорциума экспортеров, транзитеров и импортеров нефти и газа”. Киеву здесь отводится роль связующего звена. Дело в том, что технически поставка нефти в Белоруссию из Азербайджана возможна в случае строительства нескольких перемычек между белорусскими участками нефтепровода “Дружба” и украинским трубопроводом Одесса - Броды.
Между тем, по мнению экспертов, итоги поездки Сидорского в Баку свидетельствуют, что белорусско-азербайджанские планы в сфере нефтебизнеса, которым исполнилось уже почти полгода, реализуются достаточно вяло. И хотя Алиев, принимая Сидорского, выразил удовлетворение развитием двусторонних отношений, подтверждения этой оценки практическими делами не замечено.
Более того, азербайджанский интерес к партнерству с Белоруссией в этой сфере претерпел изменения. “Прокачка через Белоруссию азербайджанской нефти экономически невыгодна”,– признал Артур Раси-заде. Правда, после этих слов глава правительства добавил: “А вот переработка азербайджанской нефти на белорусских предприятиях - это вопрос повестки дня, это, по мнению экспертов, выгодно”.
Позиция азербайджанского премьера нашла отражение в межправительственном протоколе. Из него следует, что на белорусском рынке должен появиться новый оператор – государственная нефтяная компания Азербайджана. "Нефть, поступающая из Азербайджана, будет перерабатываться на белорусских предприятиях и реализовываться на экспорт", - пояснил Сидорский.
На начало мая в Баку запланирована и белорусско-азербайджанская встреча на высшем уровне. К ней, скорее всего, и приурочена активность подчиненных Алиева и Лукашенко. Если к этому времени не удастся хоть как-нибудь запустить нефтяной проект, об успехах в дружбе без Москвы президенты, скорее всего, заявят на примере сотрудничества в других областях. Дело в том, что правительственные чиновники двух стран в спешном порядке начали создавать базу для наращивания взаимной торговли. Поскольку уровень белорусской техники, как считает Артур Раси-заде, "не уступает корейской и японской", то стороны сошлись на планах создания в Азербайджане сборочных производств минских тракторов и автомобилей. "В текущем году будет собрано до 1 тысячи тракторов ", - сообщил Сидорский.
Кроме того, Минск выразил готовность организовать поставку в Азербайджан до 300 тыс. холодильников и прочей бытовой техники. Баку как бы не против, однако от финансирования этих товаропотоков решил воздержаться. Пусть, мол, белорусская сторона рискует, если азербайджанский потребитель окажется к ним равнодушен.
Михал Стельмак