Posted 2 апреля 2007, 11:22

Published 2 апреля 2007, 11:22

Modified 2 апреля 2024, 02:16

Updated 2 апреля 2024, 02:16

Общество тотального «Льзя»

2 апреля 2007, 11:22
В книге «Демократия после модерна» Игоря Джохадзе анализируются основополагающие черты современных развитых демократий. Вывод оказывается неутешительным: гиперлиберализм обернулся своей противоположностью и превратился в странный гибрид – тоталитарную демократию, не оставляющую деятельному субъекту никакого свободного пространства жизни и ставящую под вопрос само его существование

«Демократия после модерна» Игорь Джохадзе
«Праксис» Москва 2006

Книга Игоря Джохадзе – сборник, включающий несколько очерков, написанных автором за последние годы и посвященных самым острым экзистенциальным вопросам современности.

Наибольший интерес представляет очерк «Демократия после Модерна: свобода без выбора», в котором автор анализирует основополагающие черты современных развитых демократий. Анализ приводит к неутешительным выводом: гиперлиберализм обернулся своей противоположностью и превратился в странный гибрид – тоталитарную демократию, не оставляющую деятельному субъекту никакого свободного пространства жизни и ставящую под вопрос само его существование. Джохадзе подробно описывает некоторые яркие черты современного посткапиталистического общества процветания.

Изобилие. Оно оборачивается ускоряющимися темпами и прогрессирующими объемами потребления, приводя к гиперизбыточности, в результате чего не спрос формирует предложение, а, напротив, предложение инициирует спрос. Люди приобретают что-либо не потому что у них есть потребность в этих вещах, а потому что сформирована потребность приобретать. Причем это касается не только материальных, но и нематериальных благ.

Перепроизводство информационно-интеллектуального продукта (а на этой ниве трудятся тысячи телеканалов и радиовещателей, сотни тысяч печатных СМИ, тысячи кинофабрик и издательств), по мнению автора, ведет к ментальной анемии и неспособности деятельно и осмысленно взаимодействовать с интеллектуальными продуктами. Человек не в состоянии осуществить сознательный отбор нужного именно ему и, по сути, является просто одним из винтиков потребления информации, которая должна быть потреблена, раз уж она произведена… Таким образом наступает своего рода интеллектуальный анабиоз.

Толерантность. Привела к тому, что с повестки дня в принципе снята проблема выбора. Вся оппозиция интегрируется, все альтернативы поглощаются, критика превращается в форму развлечения. «Свобода слова, мысли и действия в тоталитарно-демократическом социуме не просто гарантируется, а навязывается человеку - даже если он не ищет этой бесполезной свободы.» Таким образом, в отличие от предыдущих формаций, выстроенных как жесткие структуры и поэтому подверженных деструкции, нынешняя тоталитарная демократия похожа на тесто или пластилин – сколько ее не бей, она просто мягко погасит удар, и целостность ее от этого не пострадает. Отсюда следует циклическая монотонность и повторяемость процессов и, в конечном итоге, застой.

Свобода. Джохадзе отмечает, что человек за последние десятилетия полностью утратил свою автономность: он никогда не бывает предоставлен сам себе и, более того, перестал испытывать такую потребность. Внутреннее пространство личности подверглось жесткой экспансии гиперизбыточного информационно-интеллектуального продукта и было аннексировано, в результате чего человек перестал быть индивидуальностью, приблизившись к муравьям и пчелам. Как справедливо пишет автор, внезапное отсутствие всех средств информации и развлечений погрузило бы современного человека в болезненный вакуум и заставило заново узнавать самого себя – в чем сегодня у него нет ни малейшей потребности.

Автор делает вывод, что альтернативы тоталитарной демократии западный мир сегодня не знает и узнает, видимо, не скоро.

И хотя многое автором полемически заострено до неузнаваемости, общие контуры современного общества изобилия не признать невозможно. Возразить же можно разве что словами Лермонтова – «как будто в бурях есть покой»! Двадцатый век убедительно показал сотням миллионов людей всю непривлекательность бурь, так что же удивляться, что люди с готовностью приняли экзистенциально сомнительные, но такие «покойные» радости тоталитарной демократии.

Татьяна Чеснокова

P.S. Вы хотите предложить для рецензии ваши книги? Пишите [email protected]
Предпочтение отдается книгам общественно-политической направленности.

Подпишитесь