Posted 2 апреля 2007, 20:23

Published 2 апреля 2007, 20:23

Modified 2 апреля 2024, 02:16

Updated 2 апреля 2024, 02:16

Онищенко «даст прикурить»

2 апреля 2007, 20:23
В России существенно повысятся акцизы на табак. Это вполне укладывается в рамки антитабачной кампании, задачи и «программа» которой сейчас активно прорабатываются.

Правительство РФ одобрило план индексации акцизов на подакцизные группы товаров на 2008-2010 год. Индексация будет существенно выше уровня инфляции (примерно 20% в год) только в одной группе товаров — сигареты и табачная продукция.

Мы живем в переходный период

Напомним, что новые правила торговли на рынке табачных изделий, в соответствие с которыми производители и импортеры обязаны указывать на каждой пачке сигарет с фильтром максимальную розничную цену (МРЦ), вступили в силу 1 января 2007 года.

Розничная продажа сигарет по ценам, превышающим МРЦ, запрещается. За нарушение этих правил предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (ст. 14.6 КоАП), а с 1июля 2008 года еще и конфискация табачных изделий (ст. 15.12 КоАП).

«Понятно, что мы не могли пойти на то, чтобы с первого января запретить продажу старых запасов, которые были произведены в предыдущий год, - пояснил на пресс-конференции в РИА новости замминистра финансов РФ Сергей Шаталов. - Поэтому предусмотрен достаточно длительный переходный период — один год. В течение всего 2007 года можно продавать продукцию без нанесенной на пачку максимальной розничной цены. Для сигарет без фильтра сроки еще более длительные, - нанесение МРЦ осуществляется с первого июля 2007 года, а продажа сигарет без МРЦ разрешена до 1 июля 2008 года».

Как уточнил замглавы Минфина, «теперь, если на пачке присутствует МРЦ, то в этом случае продавец розничной торговли не имеет права продавать эту продукцию по цене, превышающей МРЦ. Ниже — пожалуйста, насколько — объявит сам продавец, но за превышение МРЦ предусмотрено довольно жесткое наказание — для индивидуальных предпринимателей — до 5 000 рублей, для организаций, которые осуществляют розничную продажу продукции — до 50 000 руб. Со следующего года, когда будет запрещен оборот продукции без нанесенной МРЦ, меры будут значительно более жесткими в отношении любой не промаркированной должным образом продукции. В этом случае и за хранение, и транспортировку, и реализацию такой продукции будут предусмотрены не только штрафы, но и конфискация этой продукции», - предупредил Шаталов.

Производители могут менять МРЦ не чаще чем один раз в месяц, заблаговременно информируя об этом налоговые органы. Это означает, что, теоретически, на рынке могут встретиться пачки, на которых нанесены разные максимальные розничные цены, или не нанесена МРЦ вовсе, если продукция из старых запасов.

Как пояснил представитель Минфина, продавец в отношении той продукции, на которой нет МРЦ, вправе сам принимать решение, по какой цене реализовывать этот товар. В случае же, если у него оказалось две пачки с разными МРЦ, он должен продавать каждую из этих пачек не дороже указанной на соответствующей пачке МРЦ.

По всем фронтам

Заметим, что план по «драконовской» индексации акцизов на табачную продукцию был оглашен в русле общей госполитики на табачном «фронте». Сама же концепция будущей национальной политики в отрасли обсуждалась 5 марта в Госдуме РФ на заседании Экспертного совета по вопросам государственного регулирования производства и оборота табачной продукции.

И, как тогда заявил секретарь рабочей группы по проблемам потребления табачных изделий при Минздравсоцразвития РФ Андрей Шульга, основной задачей регулирования должно стать снижение числа курильщиков, поэтому главным направлением будущей национальной политики государства должен стать рост акцизов на табак.

Параллельно, министерство готовит новый техрегламент на табачную продукцию. Компаниям-производителям будет предложено изменить дизайн пачек, отказавшись от слова light (легкие), а также цветового и цифрового выделения более легких сигарет.

Кроме того, в целях снижения производства контрафакта Минздравсоцразвития и Минсельхоз предлагают вернуть систему лицензирования табачного производства, отмененную в 2005 году.

В общем, если власть в своих шагах будет последовательна, со временем тяжеловато придется и потребителям, и производителям.

«Мы предполагаем увеличивать акцизы темпами, превышающими темпы роста инфляции, при этом мы увеличиваем и специфическую, и адвалорную составляющие, таким образом равномерно перераспределяя налоговую нагрузку как на дешевые, так и на дорогие виды сигарет, - заявил Шаталов. - При этом «поджимаем» акцизами дешевую продукцию, чтобы сделать ее дороже. Начиная с этого года, цены на дешевые сигареты выросли примерно на 1,5 рубля, цены на дорогие сигареты выросли на 2-3 рубля, и мы предполагаем, что эта тенденция должна быть продолжена. Те предложения, которые мы сегодня рассматривали в правительстве, предполагают, что в следующем и в последующие годы цены на сигареты будут тоже увеличиваться; в низком ценовом сегменте и в сегменте сигарет с фильтром — примерно на 1-1,5 рубля в год».

Но у производителей есть лобби, кроме того, добросовестным компаниям еще надо тратиться на борьбу с контрафактом. Посему производителей пока трогают с оглядкой.

Люби производителя за счет торговли

«Каким образом государство может вмешаться в ценообразование? Если сравнить цены на наши сигареты, те, которые существуют, 4-5 евро за пачку, то это вопрос, возможно ли на сегодня цены резко отпустить? — заявил представитель Минфина. - Думаю, что нет. Хотя цена, несомненно, является ограничителем доступа к курению. Во-первых, такие цены приведут к тому, что народ будет переходить на самые дешевые сигареты, и, может быть, будут курить даже махорку на первых этапах». Во-вторых, как отметил Шаталов, при резком удорожании сигарет «контрафакт и контрпроизводство будут создавать серьезную угрозу для нас».

А значит, пошедших «на добровольное сотрудничество» с властью производителей надо бы и поощрить. И теперь, когда табачные компании сами устанавливают на пачках максимальную розничную цену, а кроме этого сами же определяют оптовую цену, торговле вместо прежних 40% «накрутки» остается не более 20%.

Причем опять несладко приходится, прежде всего, среднему и малому торговому бизнесу. «Последствия законодательных инноваций привели к недовольству практически всех субъектов малого предпринимательства, занятых в розничной торговле, из-за снижения прибыли от продажи сигарет», - говорится в письме, подписанном рядом общественных предпринимательских организаций и направленном руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Игорю Артемьеву (письмо было опубликовано 30 марта в «Торговой газете»).

«Компенсируя убытки, понесенные от реализации табака по сниженным ценам, магазины, особенно несетевые, а шаговой доступности, вынуждены будут повысить цены на основные товары первой необходимости»», - предупреждают предпринимательские организации.

Получается, что торговля несет убытки исключительно по экономическим причинам. Но разве в России возможна кампания с приставкой «анти», чтобы не нашлось таких виноватых, которых можно было бы продемонстрировать по телевизору?

«После первого квартала, когда получим данные, уже на основании этого анализа пройдем рейдами где-то, может, уже в июне-мае месяце, - заявил на пресс-конференции главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. - Как раз начнется сезон массового увлечения табакокурением, особенно у молодежи. Заодно проверим, как там пишут содержание никотина, потому что его почему-то не очень любят писать».

Игорь Чубаха, АКС-реальный сектор

Подпишитесь