Posted 6 апреля 2007, 12:38

Published 6 апреля 2007, 12:38

Modified 2 апреля, 02:14

Updated 2 апреля, 02:14

Мировой войны за Украину не будет

6 апреля 2007, 12:38
Европа не намерена вмешиваться во внутренние дела Украины, и лишь призывает украинских лидеров к спокойствию. Российское официальное руководство заняло схожую позицию. Так что, видимо, украинцам придется решать свои проблемы самостоятельно.

Оранжевая революция в Украине 2004 года гораздо более взволновала умы европейцев, нежели то, что происходит сейчас. «Мирное восстание» тех времен задело чувства жителей Европы – сытых, благополучных, давно отвыкших от проявления бурных эмоций. Бессонные бдения на площадях – это для них, скорее, из репертуара каких-нибудь южноамериканских «банановых республик» или Африки. И когда прямо у них под боком произошла почти настоящая революция, европейцы почувствовали в этом романтику, порыв с горящими глазами, на который сами они давным-давно не способны.

Не удивительно, что Виктора Ющенко и Юлию Тимошенко в те времена встречали аплодисментами и цветами в любой европейской стране, а Еврокомиссия, как могла, поддержала Украину: пообещала вступление в Евросоюз (пусть и не сразу, а как-нибудь потом) и увеличила квоты на экспорт украинского текстиля – для сухих и расчетливых экономистов, сидящих в стенах «европравительства», подобный шаг равносилен едва ли не признанию в любви.

Однако с тех пор немало воды утекло, и немало событий произошло в Украине. Новогодняя газовая война, безжалостный передел имущества и сфер влияния внутри страны, постоянные ссоры и склоки в "оранжевом" стане и монолитное, «аппаратное» давление со стороны, казалось бы, проигравших "бело-голубых" смели последние остатки романтического налета. И теперь жители Европы убеждены, что их украинские соседи – такие же расчетливые, видящие во всем собственную выгоду и не склонные к проявлению бурных чувств люди.

С одной стороны, это приблизило украинцев к Европе. В том смысле, что за эти два года лидеры Украины - как "оранжевые", так и "бело-голубые" - показали, что вполне в состоянии действовать в рамках жестких европейских правил демократической борьбы. С другой стороны, последние события показали, что эти же самые украинские лидеры вполне в состоянии действовать и за рамками правил - жестких, но в то же время и цивилизованных, накладывающих на игроков определенные ограничения: не отстреливать друг друга, уважать (а не подтасовывать) мнение большинства, не играть с огнем, устраивая массовые выступления и потасовки, подстрекая сторонников и науськивая их на противников... Эти правила вырабатывались в Европе десятилетиями и составляют самую суть сложившегося на Старом континенте демократического общества.

Как известно, демократия – это вполне определенный в современном политологическом словаре термин. Он не подразумевает всякого рода прилагательных вроде «народной», «суверенной» или «ограниченной». Поэтому, на европейский взгляд, в Украине никакой демократии нет: демократами нельзя назвать ни «бело-голубых», ни «оранжевых». Европейское общество наконец начало понимать то, что ранее понимали лишь некоторые европейские политологи: противоречия, вот уже во второй раз за два года приводящие страну на грань хаоса, – это не противостояние между демократической и тоталитарной моделями.

Это противостояние между Востоком и Западом молодой страны, между частями, которые долгое время развивались отдельно друг от друга и попросту не успели (да и не слишком пытались) слиться воедино за тот исторически небольшой срок, который был отпущен им для совместного существования. Украинское двоевластие совершенно немыслимо ни в одной из современных стран Евросоюза. Даже в Польше, известной своей исторической склонностью к анархии, в нынешних условиях подобное положение вещей попросту невозможно.

В этой ситуации не стоит удивляться той сдержанности, которую проявляет Европа по отношению к Украине. Заявления, сделанные по следам украинских событий европейскими лидерами, легко пересчитать на пальцах одной руки. До сих пор официально по этому поводу высказались лишь уходящий через пару недель в отставку французский президент Жак Ширак, нынешняя председательница Евросовета, канцлер ФРГ Ангела Меркель, а также еврокомиссар иностранных дел Бенита Ферреро-Вальднер. Причем все эти заявления в той или иной мере можно свести к банальному призыву сохранять спокойствие и стабильность, не раскачивать лодку. Все остальное – внутренние проблемы Украины: пока не летят камни и не звучат выстрелы, Европа готов принять любое украинское руководство, пришедшее к власти мирным путем.

В целом, эти призывы отражают также официальную точку зрения руководства России, не раз озвученную как дипломатами, так и президентом Владимиром Путиным. Похоже, ни Европе, ни России совершенно невыгодно вместо стабильного, целостного украинского государства получить вклинившуюся между ЕС и РФ «область хаоса», через которую, ко всему прочему, пролегают крупнейшие газо- и нефтепроводы. Даже буйный польский президент Лех Качиньский, который был бы не прочь стяжать лавры украинского миротворца, подобно своему предшественнику Александру Квасьневскому, все же внял увещеваниям своих европейских коллег и промолчал.

Своеобразную «юридическую» помощь Украине в эти дни оказал Европарламент. С одной стороны, он сообщил о том, что указ о роспуске Верховной Рады, подписанный президентом Украины, не является, по европейским канонам, чем-то из ряда вон выходящим. По сути, любой президент любой европейской страны имеет подобное право (даже «недействующие» президенты Италии и ФРГ им обладают). С другой же – довел до ведома президента Ющенко, что «перебежчики» из одной фракции в другую (из-за которых, по крайней мере, внешне, и начался текущий конфликт) – дело для Европы опять-таки вполне обычное.

Конечно, столь демонстративный переход в стан противника, а в особенности – неприкрытое переманивание, считаются у европейцев дурным тоном и выставляют в весьма неприглядном свете как депутатов-перебежчиков, так и тех, кто их принимает. Но, тем не менее, совершается в рамках привычного европейцам законодательства. Скандалы по этому поводу – дело для Европы привычное: достаточно вспомнить историю с теми же братьями Качиньскими, которые уговорами и посулами пытались несколько расширить свою фракцию в Сейме. Однако нигде и никогда подобные скандалы не выливались в двоевластие, общенациональное напряжение или прямые столкновения сторонников тех или иных партий.

Можно было бы возразить, что корни нынешнего противостояния гнездятся куда глубже и не ограничиваются переходом даже нескольких десятков депутатов из одной фракции в другую. Это верно. Однако это – предмет совершенно другого спора, спора между политологами и историками, а не между политиками и представителями власти.

Так что западные соседи Украины предпочли остаться нейтральными. Как, впрочем, и официальные российские власти. Недавно журнал Economist опубликовал результаты опроса своих читателей, большинство из которых предрекло войну Запада и России за Украину. Похоже, этот прогноз оказался первым, не выдержавшим испытания временем: никто, кроме самих украинцев, воевать не намерен.

Борис Альтнер