Posted 15 апреля 2007,, 15:26

Published 15 апреля 2007,, 15:26

Modified 2 апреля, 02:10

Updated 2 апреля, 02:10

Марш несогласных: Вакханалия насилия (ФОТО)

15 апреля 2007, 15:26
В Петербурге на Пионерской площади прошел митинг оппозиции, собравший, по разным оценкам, от двух до четырех тысяч протестующих и втрое большее количество милиционеров и солдат внутренних войск. В самой гуще событий оказался и корреспондент ИА "Росбалт-Петербург", наблюдал, как сотрудники ОМОН, ругаясь нецензурной бранью, избивали тех людей, кто отказывался перелезать через забор Румянцевского сквера.

В Петербурге на Пионерской площади прошел митинг оппозиции, собравший, по разным оценкам, от двух до четырех тысяч протестующих и втрое большее количество милиционеров и солдат внутренних войск.

marsch_400

Пионерская площадь, расположенная напротив ТЮЗа, давно предлагалась местной властью в качестве площадки, на которой оппозиции разрешается высказывать недовольство. Но впервые представители оппозиционных партий и движений согласились на этот компромисс - митинговать не возле Смольного или городского парламента, а напротив детского театра.

Вся площадь по периметру была оцеплена двойным, а кое-где и тройным кольцом оцепления из людей в форме, а сам доступ к памятнику Грибоедову осуществлялся только через проходы в ограждении, оборудованные металлоискателями. Кроме досмотра, у некоторых граждан проверяли документы и даже, что было полной неожиданностью, регистрацию. Последнюю процедуру проводили сотрудники ФМС – если выяснялось, что на митинг прибыл гражданин без петербургской прописки, его опрашивали о цели визита.

Впрочем, сотрудники ФМС и ГУВД вели себя на митинге достаточно корректно: корреспондент ИА «Росбалт-Петербург» смог увидеть лишь один эпизод, в ходе которого гражданину отказали в проходе на площадь - у гражданина в сумке оказалась стеклянная бутылка с алкоголем.

Митинг начался с критики местной власти: выступавшие заявляли о несогласии с уплотнительной застройкой, возмущались планами строительства небоскреба на Охте, предъявляли претензии избиркому за снятие с выборов партии «Яблоко», требовали изменения выборного законодательства. Кроме того, ораторы открестились от Бориса Березовского, который накануне заявил, что это он финансирует оппозицию в России. На митинге выступили немало известных в городе лиц: бывшие депутаты ЗакСа Наталья Евдокимова и Сергей Гуляев, лидер запрещенной партии «НБП» Эдуард Лимонов, глава петербургского «Яблока» Максим Резник и другие.

После каждого выступления собравшиеся скандировали «Позор!», «Путина, Матвиенко - в отставку!» и «Это наш город!». Кроме того, многие граждане общались с милиционерами из оцепления, убеждая их не использовать силу против мирных демонстрантов. Милиционеры в ответ улыбались и обещали этого не делать.

marsch4_400

Совершенно идиллическая, мирная картинка митинга сменилась вакханалией насилия, спровоцированной ОМОНом, спустя полчаса после окончания мероприятия.

Когда около 13.30 горожане начали расходиться, направляясь в сторону станции метро «Пушкинская», оказалась, что станция закрыта. Гражданам ничего не оставалось, как ждать открытия станции на площади перед Витебским вокзалом или двигаться пешком по Загородному проспекту.

Среди тех, кто направился по проспекту, была группа молодых людей, членов запрещенной «НБП», и участники других партий и движений. Они продолжали скандировать лозунги митинга, но при этом не совершали никаких противоправных действий и даже двигались по тротуару, а не по проезжей части.

Тем не менее в оцеплении ОМОНа появились очень странные персонажи – вместо достаточно добродушных и спокойных сотрудников милиции на площадь из автобусов выбежало около двух сотен неадекватных граждан в форме ОМОН, которые начали избивать всех, до кого успевали дотянуться. Люди, значительная часть которых вообще не принимала участие в митинге – это были случайные прохожие, наблюдавшие за событиями со стороны – в панике побежали к ограждению Румянцевского сквера, расположенного напротив вокзала. Но цепь ОМОНовцев не остановилась - люди со щитами и дубинками прижали толпу обезумевших от ужаса людей к забору.

marsh6_400

Корреспондент ИА «Росбалт-Петербург» стоял вместе с сотнями горожан возле этого забора и сам видел и слышал, как сотрудники ОМОН, ругаясь нецензурной бранью, избивали тех людей, кто отказывался перелезать через забор. Многие горожане не могли этого сделать физически – там было огромное количество пожилых людей, ветеранов, женщин. Около двух десятков человек и вовсе просто ожидали троллейбуса на остановке, но также попали под удар ОМОНа. Причем сотрудникам ОМОНа, по их собственным комментариям, очень понравилось это развлечение – на требование прекратить избиения, отойти от людей, на угрозы жалобы в прокуратуру, милиционеры отвечали нецензурно, подробно рассказывая, где и на чем они вертели местную прокуратуру. Больше всего, по поведению и лексике, эти люди больше походили на уличных гопников, но, к сожалению, нам так и не удалось узнать, из какого региона страны в Петербург были доставлены эти хулиганы в форме. На глазах корреспондента ИА "Росбалт-Петербург", у забора сквера получил удар дубинкой в грудь и упал с сердечным приступом один из пожилых горожан. Его супруга с трудом отстояла уже бездыханное тело мужа от дальнейших нападок хулиганов в форме ОМОН. Прибывшие на место врачи «скорой помощи» тоже не сразу пробрались к пострадавшему, но, в конце-концов, смогли увезти его в больницу.

Корреспондент также получил удар металлическим щитом по голове за то, что попытался сфотографировать избиения. При этом сотрудник ОМОН, помешавший вести фотосъемку, всерьез утверждал, что законы РФ на ОМОН не распространяются. Похоже, что это действительно так – в ходе побоища у Витебского вокзала было избито не меньше десятка журналистов, несмотря на то, что многие из них были облачены в опознавательные жилетки с надписью «пресса». Так, по сообщениям коллег, был избит фотограф Европейского агентства (ЕРА) Анатолий Мальцев, стажер телеканала «СТО» Максим Авдеев, и несколько иностранных репортеров.

На площади присутствовало множество милицейских начальников, но узнать, кто додумался отдать приказ закрыть станцию «Пушкинская», а потом избивать на тротуарах мирных прохожих и журналистов, так и не удалось. Больше того, по оценке начальника КМ ГУВД Петербурга и Ленобласти, «на этот раз сотрудники милиции действовали более слаженно и грамотно».

Евгений Зубарев, ИА "Росбалт-Петербург" (фото автора)