Posted 23 апреля 2007, 10:26
Published 23 апреля 2007, 10:26
Modified 2 апреля 2024, 02:06
Updated 2 апреля 2024, 02:06
Казачество. История вольной Руси. Валерий Шамбаров
Издательство «Алгоритм» Москва 2007
Как пишет сам автор в предисловии к книге, «согласно приговору круга, мне поручалось написать книгу «фундаментальную, полную, и вместе с тем изложенную просто и доступно, чтобы она могла стать пособием по истории казачества, настольной книгой казака.» Соответственно, Шамбарову как могли помогали все «братья-казаки» и «сестры-казачки». В результате получилась действительно исключительно полная книга. В ней в мельчайших подробностях описаны все исторические корни и предпосылки возникновения казачества, казачьи войска, роль казаков во всех драматических перипетиях истории.
По версии автора, казачество собиралось постепенно из вольнолюбивых осколков разных племен, основывавших оседлые поселения по Дону и Днепру. Тут и танаиты Приазовья, и скифское племя герулы, и оседлое донское население – бродники - по некоторым предположениям, результат смешения русов с кочевниками. (Кстати, малоизвестный факт: при столкновении Руси с Ордой бродники выступили на стороне Орды.) Военные нашествия прокатывались волнами и разрушали только-только складывавшееся единство. Таким образом, казачество вобрало в себя традиции многих народов, причем некоторые из этих традиций имели долгую историю и шли еще от начала нашей эры. Краеугольными же камнями формирующейся общности стали вера (православие) и воля, которую позже подменили свободой – понятием несколько другого рода. Кстати, неправомерно и отождествление казаков с легкой конницей –изначально, по сведениям Шамбарова, казаки были пехотинцами и десантниками, и свои операции против врагов зачастую проводили на лодках.
В книге подробно описаны все страницы русской истории, так или иначе связанные с казачеством. В частности, пугачевский бунт, случившийся в Яицком войске. Напряженность на Яике возникла из-за злоупотреблений богатых старшин, облагавших рядовых казаков все новыми поборами. Синовники же, приезжавшие по жалобам казаков, довольствовались взятками от тех же старшин. В результате начались бунты. На таком фоне и объявился Емельян Пугачев – донской казак Зимовейской станицы, участник Семилетней и Польской войн. Поначалу он планировал на Яике авантюру – увести желающих казаков на службу к туркам за огромные деньги. Однако местные старшины решили использовать смутьяна по–другому и объявили его Петром Третьим. Пугачев начал изображать царя, но по мнению автора книги был сугубой марионеткой в руках яицких казачьих старшин. В конце концов, бунтовщик был разгромлен регулярными войсками и четвертован, а чтобы стереть нехорошие воспоминания, императрица изменила целый ряд географических названий: станица Зимовейская превратилась в Потемкинскую, река Яик в реку Урал, Яицкий городок – в Уральск.
Подробно разбираются и события в казачьей среде в 1917 году, которые в конце концов вылилось в казачий геноцид, унесший жизни 1 млн 250 тыс человек. Как писал Троцкий, «старое казачество должно быть сожжено в пламени социальной революции… пусть последние их остатки, словно евангельские свиньи, будут сброшены в Черное море…». А член Донревкома Рейнгольд указывал: «Казаков, по крайней мере огромную их часть, надо будет рано или поздно истребить, просто уничтожить физически.» Причем, как и всегда при геноциде, был задействован этнический фактор – истреблением казаков руководили представители наиболее чуждых им национальностей.
Огромное количество казаков, как известно, оказалось в эмиграции. Автор открывает некоторые малоизвестные страницы: так, по его версии, иранский аристократ Реза-хан-Пехлеви произвел военный переворот, сделавший его шахом Ирана, опираясь именно на казаков, с которыми сдружился еще многими годами раньше, а уже став шахом сделал казаков своей личной гвардией.
Во Вторую мировую войну часть казаков поддержала немцев в надежде освободиться от советской власти и помня геноцид гражданской войны. Некоторые казаки, жившие в европейских странах, например, в балканских, вступили в немецкую армию, агитационную работу «за немцев, против советов» вели Краснов и Шкуро. В Югославии у казаков возникли серьезные проблемы с местным населением: здесь прошел жесткий раскол между этническими группами, всегда ориентировавшимися на немцев и на русских; ну а немцы стали использовать казаков для борьбы с прорусски настроенными партизанами. Когда в 43-ем году под ударами Красной армии немцы стали откатываться с Дона и Кубани, за ними потянулись обозы из десятков тысяч человек. В последние дни войны казаки с обозами беженцев – всего около 50 тысяч - человек пробились в Австрию, где сдались англичанам и просили отправить их куда угодно, лишь бы не в СССР. Казакам обещали принять их на службу, отобрали оружие, пообещав взамен выдать английское, и сдали советскому конвою. Кто успел – кончали с собой целыми семьями.
Вот такая светлая история у казачества. Познакомившись с ней, думается, что уже достаточно трагедий и истреблений, можт, хотя бы теперь ждет этот субэтнос русского народа что-то хорошее - пора бы.
Татьяна Чеснокова
P.S. Вы хотите предложить для рецензии ваши книги? Пишите [email protected]
Предпочтение отдается книгам общественно-политической направленности.