Posted 26 апреля 2007, 06:43

Published 26 апреля 2007, 06:43

Modified 2 апреля, 02:04

Updated 2 апреля, 02:04

Последний бой Бронзового солдата

26 апреля 2007, 06:43
В Таллине начата операция по демонтажу Бронзового солдата и раскопкам братской могилы советских воинов, погибших при освобождении города осенью 1944 года. Сквер оцеплен полицией. Защитников памятника разогнал спецназ, при этом одной женщине разбили голову.

В Таллине на холме Тынисмяги начата операция по демонтажу памятника Воину-Освободителю и раскопкам братской могилы советских солдат, погибших при освобождении города осенью 1944 года. По данным общественной организации «Ночной дозор», дежуривших у памятника активистов вытеснил спецназ. При этом одной женщине разбили голову, пострадавшая госпитализирована, передает "Интерфакс".

В сквер, где стоит монумент, пригнали бульдозеры и машины с водометными пушками. Территорию отгородили от защитников памятника и тех, кто планировал возложить цветы к его подножию в День Победы.

Полицейские в касках и масках блокировали зону вокруг сквера на Тынисмяги, перекрыли окрестные улицы. Бронзовый солдат оцеплен полицией. Полицейские выстроились цепью поперек улицы за квартал от памятника, не пуская ни транспортные средства, ни людей. Вокруг сквера, где находится могила и памятник, ставят забор, сообщает РИА "Новости".

Власти продолжают стягивать в город дополнительные отряды полиции.

По завершении подготовительных работ планируется начать археологические раскопки и работы по идентификации солдат.

Идентифицировать останки погребенных на Тынисмяги будет Бюро судебно-врачебных экспертиз Эстонии совместно с Центром судебной экспертизы и криминалистики. При раскопках будет присутствовать судебный врач.

Раскопки на Тынисмяги состоятся под руководством главного инспектора Департамента охраны памятников старины. Все работы будут произведены в соответствии с положениями Закона о защите воинских захоронений, заявили в Минобороны Эстонии.

У основания монумента Воину-освободителю на Тынисмяги в 1947 году были захоронены останки 13 советских воинов, погибших при освобождении Эстонии от немецко-фашистских войск осенью 1944 года. Всего в Эстонии находится около 450 воинских захоронений времен Второй мировой войны, в которых покоятся 50 тысяч советских солдат.

Накануне премьер-министр Эстонии Андрус Ансип объявил о скором начале раскопок захоронений под памятником Воину-освободителю в центре Таллина, пообещав, тем не менее, до 9 Мая не трогать самого Бронзового солдата.

23 апреля Ансип заявил, что "в центре Таллина захоронены пьяницы и мародеры". Премьер выдвинул версию, что на Тынисмяги были похоронены "советские солдаты, которые, будучи пьяными, попали под свой танк", "расстрелянные мародеры" или "скончавшиеся пациенты из расположенной неподалеку больницы". Ансип добавил, что эксгумация останков совершенно необходима, так как достоверно никто не знает, есть ли под памятником захоронение вообще.

В тот же день МИД РФ направил Эстонии ноту, касающуюся планов эстонских властей по переносу памятника Воину-Освободителю и перезахоронения праха советских воинов, павших в боях за освобождение Таллина. Нота была вручена главе эстонского диппредставительства Марине Кальюранд.

Россия обещает Эстонии «самые серьезные последствия» за перенос Бронзового солдата и перезахоронение останков советских воинов в Таллине. В ноте выражается «решительное несогласие» с действиями властей Эстонии. МИД России рассчитывает, что «эстонские власти воздержатся от действий, которые будут иметь самые серьезные последствия для отношений между РФ и Эстонией».

Российский МИД призвал власти Эстонии «отказаться от планов по переносу памятника Солдату-освободителю и захоронений, направленных, по сути, на пересмотр роли стран антигитлеровской коалиции в победе над фашизмом во Второй мировой войне и противоречащих не только нормам международного права, но и элементарным принципам человеческой морали и гуманизма».

Официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин резко негативно расценил действия эстонских властей в отношении памятника. По его оценке, эстонская сторона намерена "переписать уроки второй мировой войны, не говоря уже о том, что все происходящее вокруг памятника и захороненных там людей является бесчеловечным".

"Естественно, что все это будет учитываться при дальнейшем выстраивании наших отношений с Эстонией", - подчеркнул Камынин.

Ранее Дмитрий Кленский, один из наиболее активных русских политиков и общественных деятелей в Эстонии, известный публицист, выступающий в защиту Бронзового солдата, так прокомментировал «Росбалту» происходящее: «Скоро 9 Мая, и люди уже чувствуют, что обещание властей снести памятник, а прежде огородить сквер и начать раскопки для перезахоронения останков погибших советских воинов — это вот-вот станет реальностью. Атмосфера в обществе накаляется, чему немало, как и прежде, способствуют совершенно безответственные шаги и заявления со стороны власть имущих. Я сам уже видел несколько записок у памятника: «Прости нас, солдат!».

По словам Кленского, люди проявляют пессимизм и уныние, «ощущая полную свою беспомощность и невозможность изменить ситуацию». «На это и была рассчитана проводимая в течение года пропаганда правых эстонских националистов: вынудить общество смириться с неизбежным сносом Бронзового солдата, добиться молчания населения и, прежде всего, русских жителей Эстонии», — убежден Кленский.

История вопроса:

11 октября 2006 года — законопроект «О защите воинских захоронений», разрешающий демонтаж могильных памятников и перезахоронение останков погибших солдат, внесен в парламент Эстонии. Инициаторами выступили депутаты от Партии реформ, Союза Отечества, «Республики» и Социал-демократической партии.

10 января 2007 года — закон принят эстонским парламентом в заключительном третьем чтении и на следующий день подписан президентом страны.

17 января — Госдума обвинила эстонских политиков в «героизации нацизма» и пригрозила Таллину экономическими санкциями в случае демонтажа «Бронзового солдата». Заявление поддержали единогласно 407 депутатов.

9 февраля — Госдума обратилась к премьер-министру РФ Михаилу Фрадкову с просьбой ускорить переговоры с эстонской стороной на предмет заключения соглашения о статусе захоронений.

15 февраля — парламент Эстонии принял в третьем чтении закон «О сносе запрещенных сооружений», который позволяет беспрепятственно демонтировать памятники советским солдатам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Однако президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес отклонил закон, отметив, что он нарушает принцип разделения властей. При этом глава государства предложил парламентариям внести в документ поправки, чтобы привести его в соответствие с конституцией.

4 марта — победу на парламентских выборах в Эстонии одержала Партия реформ, лидер которой Андрус Ансип неоднократно заявлял о необходимости сноса памятника Воину-освободителю. В парламент прошли также Центристская партия, Союз Отечества, «Республика», Социал-демократическая партия, Народный союз и «зеленые». Две русские партии — Конституционная партия и Русская партия Эстонии — не сумели преодолеть 5-процентный барьер.

26 марта — группа радикально настроенных эстонских националистов попыталась возложить к «Бронзовому солдату» венок из колючей проволоки с надписью «Убийце эстонского народа». Осуществить задуманное помешали защитники памятника, которые образовали вокруг монумента живой заслон. Российский МИД обвинил власти Эстонии в «потворстве неофашистам и разжигании экстремизма».

3 апреля — первый вице-премьер РФ Сергей Иванов призвал россиян в ответ на демонтаж памятника Воину-Освободителю в Таллине не покупать эстонские продукты и не ездить на отдых в эту страну. «На российском рынке достаточно много кисломолочных продуктов, сделанных в Эстонии, значит, не надо их покупать», — заявил Иванов на совещании ветеранского актива Вооруженных сил РФ. «Речь не идет ни о каких государственных санкциях, это гражданская позиция», — уточнил вице-премьер.

18 апреля — министр обороны Эстонии Яак Авиксоо издал приказ «Об организации раскопок и идентификации останков на воинском захоронении».