Posted 27 апреля 2007, 11:15

Published 27 апреля 2007, 11:15

Modified 2 апреля 2024, 02:03

Updated 2 апреля 2024, 02:03

Белоруссия ищет деньги на нефть

27 апреля 2007, 11:15
Белорусская нефтепереработка стала абсолютно нерентабельной для российских поставщиков. Денег на то, чтобы закупать нефть у кого-то другого, в Белоруссии нет. А зарубежные банки опасаются давать кредиты режиму Лукашенко.

Четвертый месяц угроза сырьевого голода дамокловым мечом висит над ведущей белорусской отраслью – нефтеперерабатывающей. Два крупнейших завода в Мозыре и Новополоцке живут сегодняшним днем: есть нефть – замечательно, а завтра видно будет. О серьезности ситуации красноречиво свидетельствует статистика: в январе-марте текущего года российские нефтяные компании поставили на белорусские НПЗ на 23,4% меньше тонн нефти, чем в январе-марте 2006-го. В натуральном выражении в первом квартале в Белоруссию было недопоставлено около миллиона тонн от запланированного объема.

Нестабильность стала следствием изменившихся в 2007 году белорусско-российских отношений в нефтяной сфере. Напомним, Москва из-за отказа Минска выполнять межгосударственные соглашения об унификации экспортных пошлин на нефть и о разделе экспортных пошлин установила для Белоруссии те же условия на поставки «черное золото», что и для других иностранных государств. Впоследствии позиция России несколько смягчилась, и ставка экспортной пошлины на сырую нефть для Белоруссии была снижена до 0,293 от ставки для стран дальнего зарубежья. Таким образом, цена составила $53 за тонну. При этом Минск обязали увеличить до российского уровня экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты.

После этого ситуация в нефтеперерабатывающей отрасли Белоруссии кардинально изменилась. Переработка российской нефти на Мозырском и Новополоцком НПЗ стала убыточной. Например, по информации компании «Славнефть-Старт» (оператор НК «Славнефть»), в марте при переработке одной тонны нефти на белорусских НПЗ российские поставщики теряли $55-60, а в апреле - уже $75-76. Как поясняют специалисты, рост убыточности связан с «отсутствием полной корреляции» между колебаниями цен на нефть и цен на нефтепродукты, которые дорожают медленней.

«Введение Россией таможенных пошлин на нефть и выравнивание экспортных пошлин на нефтепродукты «убило» давальческую переработку», – заявил на прошедшей недавно в Минске международной конференции «Экспорт продуктов из Белоруссии. Белорусская нефтепереработка» генеральный директор российской исследовательской группы «Петромаркет» Яков Рудерман. По его словам, спасти положение могло бы создание для российских поставщиков льготных условий на белорусском рынке. «Белоруссия в вопросах поставок нефтяного сырья полностью зависит от России, и с этим надо что-то делать», – констатировал Рудерман.

В самом деле, для Белоруссии переработка российского сырья имеет первостепенное значение: в 2006 году она составила более 50% от совокупного объема. На "давальческих" условиях работали такие крупные российские компании, как "Лукойл", "Славнефть", "Сургутнефтегаз", "Русснефть", "Роснефть". На белорусском рынке находилось место и для более мелких компаний – «Юнивеста-М», «Славнефтехима", «Сибтехностали», «Белроснефти», «Итерабелнафты» и др. Введение Москвой новых правил игры сразу же отразилось на поведении этих компаний. Некоторых из них прекратили сотрудничество с белорусскими НПЗ уже в январе-феврале. В марте такое же решение приняли «Лукойл» и «Руснефть». «Славнефть», которой принадлежат 42,58% акций Мозырского НПЗ, после некоторых колебаний также объявила о временной приостановке переработки. «В марте давальческие поставки составили 195 тыс. тонн, хотя они уже были убыточны», - пояснил представитель компании. Таким образом, в апреле на белорусском рынке из крупных компаний оставалась лишь «Роснефть».

Белорусские власти пытались остановить этот процесс. В январе Александр Лукашенко своим указом в 2,5 раза снизил ставку акцизов при реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке. Эта мера, однако, лишь частично решала проблему, поскольку внутренний рынок при полной загрузке НПЗ потребляет лишь 20% нефтепродуктов. Остальные 80% в 2006 году импортировалось в Молдавию, Украину, и дальнее зарубежье.

А в марте Лукашенко сделал непривлекательным для бизнеса и внутренний рынок, увеличив акцизы в 2,4 раза, т.е. фактически вернув их на прежний уровень. Дело в том, что до 2007-го нефтепереработка приносила Белоруссии колоссальную прибыль – $1 млрд в год. Потери бюджета, которые наблюдаются в текущем году, белорусские власти стараются всячески минимизировать, в том числе, за счет российских поставщиков.

При этом в снижении объемов переработки Минск видит не меньшую для себя опасность, и потому было решено субсидировать "давальческую" переработку: в феврале Лукашенко установил субсидию в размере $24 за тонну ввезенной нефти, а с 1 марта она была увеличена вдвое и достигла 90% от ввозной пошлины на нефть. Однако эти меры не удовлетворили россиян, поскольку переработка оставалась нерентабельной.

Отказ российских поставщиков от невыгодного сотрудничества «обидел» Минск, который стал всячески демонстрировать, что на поводу у Москвы не пойдет. Как заявил и.о. главы концерна «Белнефтехим» Михаил Осипенко, Белоруссия найдет способы самостоятельно закупать нефть. «Средства будут изысканы белорусскими НПЗ за счет иностранных банковских кредитов, и закупать нефть», - сообщил он.

Исходя из ежемесячного планируемого объема нефтепереботки в 1,8-1,9 млн тонн, Минску на эти цели требуется $400-450 млн, а таких средств у белорусских НПЗ нет. Если в 2006 году нефтепереработчики купались в деньгах, то в нынешнем году ситуация кардинально изменилась: государство в административном порядке изъяло средства нефтепереработчиков в фонд национального развития. «Экономическая политика правительства привела к тому, что белорусские НПЗ стали нерентабельны, – выразил отношение к происходящему заместитель главного инженера Новополоцкого НПЗ «Нафтан» Анатолий Константинов. – Это какое-то чудо, притом, что во всем в мире нефтепереработка является прибыльной. Кроме того, Белоруссия покупает нефть на $100 дешевле по сравнению с мировыми ценами». Как заявил генеральный директор «Нафтана» Вячеслав Якушев, белорусские НПЗ не готовы самостоятельно закупать нефть в объеме, необходимом для полной загрузки заводов. «Чтобы развиваться, нам необходимо брать большие кредиты, но для этого нужная своя прибыль для внесения, помимо кредита, своих средств в размере 15% от стоимости проекта»,– пояснил Якушев.

Белорусское правительство надеется, что деньги дадут местные банки. Однако такие объемы кредитования они вряд ли осилят, а заимствовать эти средства в иностранных банках проблематично из-за недоверия иностранных финансистов к белорусской банковской системе, которой управляет государство. Проблематично даже для «Приорбанка», у которого главный акционер - австрийская банковская группа Raiffeisen (63,05% акций), и второй основной акционер - ЕБРР (13,5% акций). По словам члена правления «Приорбанка» Вадима Матюшкина, «западные банки неохотно выделяют ресурсы” на финансирование поставок нефти в Белоруссию. «С точки зрения западных банков кредитование закупок нефти для Белоруссии является высокорискованной операцией»,–– пояснил Матюшкин. Поэтому иностранцы в основном финансируют покупателей белорусских нефтепродуктов.

Кроме того, западных кредиторов отпугивает дефицит информации со стороны белорусского правительства в сфере нефтебизнеса. Не посвящают в эту сферу и белорусских банкиров, которые в итоге не могут внятно объяснить иностранным коллегам, кого они финансируют, когда и как будут возвращены кредиты. «Непонятна стратегия государства, у нас нет объективной картины нефтяного сектора и мы не знаем, какие шаги предпримет правительство по его регулированию», - посетовал Матюшкин. Поэтому, как считает банкир, «затащить» западные банки в Белоруссию чрезвычайно сложно.

Михал Стельмак

Подпишитесь