Posted 27 апреля 2007, 05:45
Published 27 апреля 2007, 05:45
Modified 2 апреля 2024, 02:03
Updated 2 апреля 2024, 02:03
Правительство РФ одобрило накануне проект федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года. 30 апреля первый в истории России главный финансовый документ страны, рассчитанный на три года, будет внесен в Госдуму.
Основные параметры «трехлетки» рассматривались кабинетом министров в конце марта и претерпели с тех пор ряд изменений: на 30 млрд руб. уменьшены доходы на 2008 год, расходы же, наоборот, Минфин решил в этом году увеличить на 70 млрд руб. и направить их на проекты социальной сферы. Изменен прогноз и по бюджетному профициту: изначально министерство заявляло о его снижении до 0,1% ВВП к 2010 году, но в окончательной редакции профицита не будет вообще.
Рассмотрение законопроекта о бюджете состоялось буквально спустя два часа после оглашения президентом РФ Владимиром Путиным послания Федеральному Собранию, в связи с чем премьер-министр Михаил Фрадков, открывая заседание кабинета министров заявил, что основные тезисы, озвученные главой государства, нашли отражение в бюджетном проекте. «Но, тем не менее, есть наверняка некоторые моменты, которые нам буквально в течение суток — двух нужно будет учесть и предусмотреть в бюджете», —отметил премьер. Он подчеркнул, что это, в первую очередь, касается тех тем, которые требуют серьезно проработанных заранее бюджетных расходов - развитие электроэнергетики, транспортные сети, обустройство городов, достройка мостов.
Впрочем, глава Минфина Алексей Кудрин, представлявший документ, сразу успокоил коллег, заявив, что существенных изменений бюджетных параметров не будет. Уже в этом году из допдоходов бюджета –2007. Позже Кудрин пояснил журналистам, что эта сумма должна составить более 400 млрд руб., и львиная их доля – 392 млрд руб. – выручка от продажи активов «ЮКОСА». 100 млрд руб. пойдет на расселение аварийного жилья, 150 млрд - на ремонт зданий и реформу отрасли ЖКХ. 30 млрд. руб. будут выделены на дорожное строительство, из них 20 млрд на благоустройство улично-дорожных сетей, 10 млрд – на достройку мостов и автотрассу «Дон». 100 млрд руб. допдоходов будет перечислено в уставной капитал госкорпорации по нанотехнологиям. Все эти поручения были отражены в тексте послания Владимира Путина.
Основной же вклад в капитализацию создаваемых госкорпораций, чему президент придал особое значение для развития экономики страны, будет также сделан до конца этого года. Деньги – 300 млрд руб. - отыщутся в Стабфонде (150 млрд - в уставной капитал Банка развития, еще 30 млрд - на нанотехнологический холдинг и 15 млрд – в АО «Российская венчурная компания»). Опять же, не пострадает трехлетка, но сильно уменьшится Фонд национального благосостояния (ФНБ) который Минфин изначально предлагал окрестить фондом будущих поколений. Напомним, что он будет создан в 2008 году в целях инвестирования в развитие экономики и решения проблем соцсферы. Туда планировалось перевести 771 млрд руб. из Стабфонда, но теперь остается только 441 млрд. А может быть и меньше, если мировая цена на нефть не упадет ниже прогноза Минфина на 2008 год - $55 за баррель(ФНБ вместе с Резервным фондом, которые создаются за счет разделения Стабфонда, будут формироваться из нефтегазовых доходов).
Кудрин подчеркнул, что на макроэкономических параметрах бюджета текущего года, в первую очередь - на инфляции, все эти немалые затраты никоим образом не скажутся, так как «фактические расходы будут осуществляться по мере реализации проектов, то есть в последующие годы. "Мы спланировали эти меры таким образом, чтобы получить дополнительный эффект и не получить уточнения макроэкономических показателей", - сказал министр. Изменения параметров «трехлетки» в связи с посланием президента - самые незначительные: дополнительные 70 млрд руб. на дорожное строительство в течение всех трех лет.
Своей работой над бюджетом члены правительства остались довольны, и в один голос говорили, что, несмотря на экстремально сжатые сроки, удалось подготовить документ достойного качества. Это звучало и в высказываниях вице-премьера Александра Жукова и главы МЭРТ Германа Грефа, на которых, не считая Алексея Кудрина, традиционно падает основная тяжесть работы над бюджетами.
Первый вице-премьер Сергей Иванов подчеркнул, что данный бюджет свидетельствует о намерении правительства продолжить курс на диверсификацию экономики и придание ей инновационного характера. Иванов отметил, что на 26 уже действующих федеральных целевых программ по развитию наукоемких секторов промышленности из 46 существующих за три года будет направлен 1 трлн 300 млрд руб., или более 60% от финансирования всех ФЦП.
Первый зампред правительства Дмитрий Медведев отметил, что в работе по национальным проектам и в целом по социально-экономическому блоку "все в целом благополучно". "Единственное, на что бы обратил внимание, - на решение по ассигнованиям на строительство высокотехнологичных медицинских центров", - отметил первый вице-премьер. При этом он считает необходимым при доработке проекта бюджета учесть нюансы, «которые на момент его подготовки еще не были окончательно считаны с посланием» президента РФ Федеральному Собранию. Бюджетом было удовлетворено и парламентское большинство Госдумы – «Единая Россия» в лице вице-спикера Владимира Пехтина, заявившего, что данный проект соответствует планам стратегического развития страны.
Переход государства к трехлетнему бюджетному планированию не может не отразиться на планировании бюджетов госкомпаний, и, в первую очередь, это коснется естественных монополий: «Газпрома», РАО «ЕЭС России» и ОАО «Российские железные дороги». Герман Греф попросил Фрадкова поручить представителям государства в советах директоров этих компаний подготовить к осени проекты своих трехлетних бюджетов, чтобы их можно было увязать с основными показателями инвестиционной программы федерального бюджета. Инициативу поддержал Медведев, отметив, что «планирование в таких ключевых сферах, которые у нас существуют в рамках инфраструктурных монополий, не может отрываться от государственного бюджетирования, от той жизни, по которой живет федеральный бюджет».
Фрадков, подводя итоги обсуждения, отметил роль Путина в успехе правительства в работе над бюджетом: «Внимание президент к этому вопросу не ослаблял. Он ежедневно практически, я вам это хочу сказать, этим занимался. С карандашом в руках, рассчитывая цифры, формулируя приоритеты». Проект бюджета он назвал «реальным вкладом в реализацию этого замысла, который обеспечивает на самом деле преемственность экономической политики по развитию нашей страны», добавил Фрадков. «Мы начинаем обретать стратегические планы, подкрепленные ресурсами. И это стало возможным в результате той работы, достаточно кропотливой, трепетной и при непосредственном участии президента страны», - заявил премьер.
Формальное в целом обсуждение по вполне согласованным заранее параметрам бюджета выявило консолидированную позицию кабинета министров в отношении принципиального вопроса – увеличения госрасходов. Кудрин, всегда ратовавший за их экономию и более активное привлечение бизнеса в реализацию государственных, на этот раз был сама щедрость, а Греф, с ним в этом всегда солидарный, на этот раз промолчал. На частно-государственное партнерство правительство рассчитывает пока не очень сильно, средства на покрытие роста расходов надеется привлекать за счет увеличения собираемости налогов, в первую очередь - НДС. Места частному бизнесу в решении масштабных государственных задач пока не находится. Такая позиция кабмина может привести к тому, что в итоге, после прохождение «трехлетки» через «горнило» Госдумы, расходы бюджета вырастут, причем не на десятки, а уже на сотни миллиардов рублей, что было уже не раз – и с бюджетом 2005, и 2006. Но что-либо менять уже поздно: ставка на бизнес отложена. Как минимум на три года.
Илья Карлинский
Справка. В соответствии с проектом, профицит федерального бюджета в 2008 году составит 0,2% ВВП, в 2009 году — 0,04% ВВП, в 2010 году — 0,0% ВВП.
Доходы федерального бюджета в 2008 году составят 6 трлн 644,4 млрд рублей (19% ВВП), в том числе нефтегазовые — 2 трлн 383,1 млрд рублей (6,8% ВВП). Нефтегазовый трансферт в 2008 году составит 2 трлн 135 млрд (6,1% ВВП). Расходы бюджета в 2008 году запланированы на уровне 6 трлн 570,3 трлн рублей (18,8% ВВП).
Доходы федерального бюджета в 2009 году составят 7 трлн 465,4 млрд рублей (18,8% ВВП), в том числе нефтегазовые — 2 трлн 351,9 млрд рублей (5,9% ВВП). Нефтегазовый трансферт в 2009 году составит 2 трлн 103,6 млрд (5,3% ВВП). Расходы бюджета в 2009 году запланированы на уровне 7 трлн 451,2 трлн рублей (18,8% ВВП), в том числе условно-утвержденные расходы — 186,3 млрд рублей (0,5% ВВП).
Доходы федерального бюджета в 2010 году составят 8 трлн 089,9 млрд рублей (18,1% ВВП), в том числе нефтегазовые — 2 трлн 348,3 млрд рублей (5,2% ВВП). Нефтегазовый трансферт в 2010 году составит 2 трлн 016,0 млрд (4,5% ВВП). Расходы бюджета в 2010 году запланированы на уровне 8 трлн 089,9 трлн рублей (18,1% ВВП), в том числе условно-утвержденные расходы — 404,5 млрд рублей (0,9% ВВП).
Профицит бюджета в номинальном выражении в 2008 году запланирован на уровне 74,1 млрд рублей (0,2% ВВП), в 2009 году — 14,2 млрд рублей (0,04% ВВП), в 2010 году — 0 рублей (0% ВВП).
Номинальный объем ВВП РФ в 2008 году ожидается на уровне 35 трлн рублей, в 2009 году — 39 трлн 690 млрд рублей, в 2010 году — 44 трлн 800 млрд рублей.
Нормативная величина резервного фонда (который должен составлять 10% ВВП) запланирована на 2008 год в размере 3,5 трлн рублей, на 2009 год — 3,969 трлн рублей, на 2010 год — 4,480 трлн рублей. Верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2009 года установлен в сумме 1 трлн 824,7 млрд рублей, на 1 января 2010 года — 2 трлн 275,8 млрд рублей, на 1 января 2011 года — 2 трлн 856,8 млрд рублей.
Верхний предел государственного внешнего долга РФ на 1 января 2009 года установлен в размере 1 трлн 132,4 млрд рублей, на 1 января 2010 года — 1 трлн 164,5 млрд рублей, на 1 января 2011 года — 1 трлн 232,9 млрд рублей.