Posted 2 мая 2007, 09:11
Published 2 мая 2007, 09:11
Modified 2 апреля 2024, 02:02
Updated 2 апреля 2024, 02:02
Памятники и захоронения переносят во всем мире, в том числе и в России. Однако никогда это не делалось так демонстративно и дерзко, с выражением абсолютного презрения по вполне конкретному адресу, как в случае с Бронзовым солдатом в Таллине. России как государству и русским как нации брошен вызов. Причем соперником явно «другой весовой категории». Но не следует забывать, что Эстония - член НАТО и ЕС. И не должно быть никаких иллюзий – ни в истории с памятником, ни в других случаях, когда несколько лет назад советские ветераны были брошены в тюрьмы Латвии, а на улицы прибалтийских городов вышли старые и молодые фашисты, в власти в Таллине, Риге и Вильнюсе ничего не решают.
События вокруг Бронзового солдата стали вызовом всего Запада в отношении России и ее элиты. При этом последствия публичного оскорбления и унижения русских были вполне прогнозируемы и, более того, запланированы. В Европе и США прекрасно отдают себе отчет: нынешняя российская элита не в состоянии ни адекватно ответить на подобные демарши, ни даже объясниться с собственным народом по поводу того, что было предпринято ею для недопущения издевательства над исторической памятью.
По существу, Запад пытается решить две задачи – укротить растущий русский национализм и поставить власти РФ перед незавидной альтернативой: «Либо вы попадаете в зону отчуждения, и на горизонте маячит участь Милошевича – либо отправляетесь в геополитическое «стойло» и не ропщете». Российская вертикаль, взявшая себе на вооружение идеи Проханова, Дугина и Рогозина с Беловым, рано или поздно должна была ответить «за непослушание». «Кто вы, кем вас считать?» – посылают мессидж Москве в ответ на новации в российском внутриполитическом пространстве, куда в последние годы, пусть не на первые роли, но все же были допущены умеренные националисты.
На Западе понимают: вслед за ними рано или поздно в России появится жесткий национальный лидер, которому очень многое будет «до лампочки» – и т.н. «европейские ценности», и западная система координат, согласно которой Россия – дикая страна с вымирающими племенами алкоголиков и тянущейся из Сибири трубой. Прогнозировал ли Запад, что каждый русский после сноса памятника в Таллине почувствует себя оскорбленным? Вполне. Точно так же, как вполне известен там и сегодняшний запрос российского общества на сильную и решительную исполнительную власть, способную защищать национальные интересы России. Этот запрос диктуется синдромом национального унижения русских – не только проигравших «холодную войну», но и фактически оказавшихся лишенными своих собственных минеральных ресурсов.
Разумеется, в сегодняшней России политическим лидерам не придет в голову в ответ на оскорбление объявить войну Эстонии и НАТО. Не придет, даже если какие-нибудь лихие эстонцы пересекут границу на экскаваторах и сравняют с землей памятники уже на российской территории. Именно этого устоявшегося в России мнения о принципиальной невозможности конфликта со всемогущим блоком вполне хватает «маленьким и гордым» соседям, чтобы методично и по-европейски расчетливо вытирать о Россию ноги. Они уверены в своей полной безнаказанности, а значит – продолжение последует уже очень скоро.
Невыразительное бормотание российского МИДа, сомнительная поездка парламентариев в Таллин «для выяснения обстоятельств» – эти овечьи игры отстали от жизни на много лет. Как и люди, причастные к выработке тех или иных практических решений Москвы. «Клоны» Андрея Козырева, извиняющиеся глаза, пожимание плечами, жалкий лепет про шпротные «экономические санкции», все эти бесконечные «за что нас обидели?», «куда смотрит Европа?»... Намного сильнее, чем эстонские политики, русский народ продолжают унижать «свои» продажные посредственности, полностью зависимые от Запада и не имеющие никакого понятия о национальной гордости.
…Сразу после войны в советских лагерях началось развенчание привычных уголовных авторитетов и замена их неформальной власти властью лагерной администрации – еще более беспощадной к простым заключенным. Эта эпоха получила название «ссучивание». Примерно то же самое делает сегодня «мировой жандарм» с Россией. С нее требуют снять с себя все регалии, отказаться от сфер влияния, повесить на гвоздик статус великой державы. Российской политической элите «тема» эта вполне понятна: никто не хочет быть Милошевичем. Страшно. Согласится ли пройти процедуру «ссучивания» народ России? Если подобное произойдет, сам термин «Россия» вряд ли просуществует долго. США и Евросоюзу не нужна никакая Россия – ни с Путиным, ни без него. Запад вполне обойдется одной лишь трубой и парой десятков тысяч безропотной обслуги.
Роман Коноплев, для ИА «Росбалт» и газеты «Час Пик»