Posted 2 мая 2007,, 06:23
Published 2 мая 2007,, 06:23
Modified 2 апреля, 02:02
Updated 2 апреля, 02:02
Визит делегации Госдумы РФ в Эстонию, связанный с демонтажем памятника Воину-Освободителю и вызванных этой акцией беспорядками в Таллине, был похож или на провокацию, или на банальную глупость. Делегация, в которую входили председатель комитета Думы по делам ветеранов Николай Ковалев, зампред комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Орголайнен, первый зампред комитета по обороне Алексей Сигуткин, первый зампред комитета по международным делам Леонид Слуцкий, координатор депутатской группы по связям с парламентом Эстонии, член комитета по делам Федерации и региональной политике Светлана Смирнова, приехав в Таллин, возложила венок к Бронзовому солдату.
Венок всегда ассоциировался в русской культуре именно с почитанием памяти ушедших от нас, в данном случае – героев, сражавшихся с фашизмом. Многострадальный памятник ко времени визита российских думцев уже перенесли на воинское кладбище Сиселинна и успели установить перед статуей плиту с надписью "Неизвестному солдату". Но прах советских солдат, павших в боях за освобождение Таллина в 1944 году, в это время все еще находился на холме Тынисмяги, где продолжались раскопки. Перезахоронение будет несколько позже. То есть Бронзовый солдат сейчас не является частью мемориального комплекса, а представляет собой всего лишь отдельно стоящее на кладбище произведение монументального искусства. Это звучит несколько цинично, но отражает суть. И возникает вопрос - кому же тогда возложили цветы представители России? Ответ один - они совершили акт кощунства над памятью павших, действием подтвердив утверждение министра иностранных дел Эстонии о том, что российских политиков никоим образом не интересует память павших, а их активность в конфликте вокруг Бронзового солдата – циничный предвыборный «пиар на костях».
Вообще, состав российской делегации вызывал изумление с самого начала. Начнем с того, что глава делегации Ковалев не имеет никакого опыта в дипломатических делах. Находясь в Москве, он фактически провалил возложенную на него миссию, заявив, что потребует отставки премьера Эстонии и грубо нарушив таким образом международный этикет. В итоге в Эстонии Ковалеву пришлось оправдываться. Вице-спикер парламента Эстонии Кристина Оюланд, бывший министр внутренних дел, сразу же обвинила Ковалева во вмешательстве во внутренние дела. Эстонское телевидение на всю страну транслировало несвязные слова российского политика, который, будучи в Эстонии, дезавуировал свое заявление сделанное в России ради пиара. Дальше – больше. По своей инициативе Ковалев добавил, что разрыва дипломатических отношений с Эстонией хотят только российские радикалы. Но тут уместно вспомнить, что разорвать дипломатические отношения с Эстонией, призвали среди прочих – Госдума и Совет Федерации РФ, и предложение это было принято единогласно в обеих палатах российского парламента.
Зрители Эстонии видели, и как Леонид Слуцкий удовлетворенно наблюдал за тем, как Оюланд распекала его коллегу. Это не удивительно: имя Слуцкого часто всплывает в эстоно-российских отношениях в качестве активного лоббиста интересов эстонских националистов. Та же Оюланд публично заявляла, что депутата Слуцкого она использовала как доверенное лицо, когда пыталась уговорить российскую делегацию в ПАСЕ проголосовать за ее кандидатуру на пост главы этой международной организации.
В итоге, поняв, что дешевого пиара в Эстонии не получается, российская делегация изменила программу визита и отменила участие в пресс-конференции. Эстонские же политики не преминули выйти к международной прессе, чтобы еще раз рассказать о своем видении ситуации и о совей трактовке визита делегации Госдумы РФ в Эстонию.
Секретарь Антифашистского комитета Эстонии Андрей Заренков рассказал, что российские народные избранники не проявили интереса к собранным комитетом доказательствам роста неонацистских настроений в Эстонии. Не интересовали их и документальные свидетельства о провокациях со стороны полиции, о жестокости и насилии, имевших место в терминале Д Таллиннского порта, куда были помещены задержанные на улицах Таллина манифестанты. По словам Заренкова, у него сложилось впечатление, что делегаты парламента России куда-то торопились, особенно Слуцкий, на лице которого явно читалось сожаление о потерянном времени. Конечно, нельзя утверждать наверняка, но не исключено, что российские депутаты торопились на ужин к спикеру парламента Эстонии Энне Эргма. По мнению эстонского портала DELFI, на этом ужине Эргма в присутствии посола Швеции Дагаа Хартелиуса и посола председательствующей в ЕС Германии Юлиуса Бобингера, "накормила думцев прописными истинами о эстонской истории и демократическом обществе так, как они понимаются в Эстонии, Евросоюзе и во всем мире».
Но нельзя не отметить, что поведение российских политиков второго эшелона находится в русле действий более именитых парламентариев. К примеру, глава думской комиссии по международным делам Константин Косачев, выступая на межпартийном совещании по внешней политике - за месяц до эстонских событий, предложил "сохранить лицо" и пойти на мировую с Эстонией, дав согласие на перенос памятника и захоронения и принять официальное участие в этом кощунстве. Фактически делегация Госдумы выполнила его план по санкционированию реваншистских действий властей Эстонии. Только в еще более уродливой форме - возложив венок к пустому месту, а не к праху павших в борьбе с фашизмом воинов.
Возложение венка к оскверненному надгробию стало символом победы эстонского премьера Андруса Ансипа над русскими Эстонии и над Россией. Он доказал своим русским, что, пригрозив России международными санкциями, вынудит Москву на переговоры, причем на его условиях. И что торпедированием строительства Северо-европейского газопровода - эстонские власти отказались контактировать с Герхардом Шредером – Эстония в любой момент заставит своего "великого" соседа вести себя смирно.
Вполне возможно, что демонтаж Бронзового солдата, эта "мелочь", станет началом цепной реакции, которая приведет к «демонтажу» российской государственности. Депутаты российской Думы, представляя Россию на международной арене, отреклись от основы общей идентичности народов - Великой Победе наших предков над фашизмом. И не исключено, что для россиян осознание того факта, что их властям не важны истоки единства собственного народа, станет последней каплей, той самой соломинкой, которая сломает спину верблюда. Может быть, тогда через несколько лет будут говорить о «революции Георгиевской ленты» в России, а может быть и нет.
Ясно одно: отправка в Эстонию в самый острый момент эстоно-российских отношений столь некомпетентной делегации может быть или провокацией, подстроенной лоббистами эстонских интересов в российской политической элите, либо, что еще хуже – тотальной глупостью. Впрочем, есть и третий вариант. Учитывая, что формирование внешней политики России является прерогативой президента страны, а мнение думцев имеет, в лучшем случае, рекомендательное значение, можно вспомнить, что на межпарламентском диалоге между Эстонией и Россией в телефонном разговоре с Владимиром Путиным настояла председательствующая в ЕС канцлер Германии Ангела Меркель. Если предположить, что Кремль просто был вынужден исполнить пожелание партнера, то отправка в Таллин некомпетентной и непредставительной делегации предстает в несколько ином свете и становится тонким сарказмом над эстонскими национал-радикалами и стремительно фашизирующимся ЕС.
Но по-прежнему нет ответа на вопрос, сможет ли теперь Кремль своими решениями по Эстонии исправить то, что натворили посланники российской Думы.
Дмитрий Кондрашов