Posted 3 мая 2007, 08:16
Published 3 мая 2007, 08:16
Modified 2 апреля, 02:01
Updated 2 апреля, 02:01
Участники заседания констатировали, что состояние морской отрасли России остается плачевным. За последние 10 лет тоннаж флота, работающего под российским флагом, сократился более чем в 4 раза, в то время как объем внешнеторговых перевозок за последние 5 лет вырос почти вдвое и продолжает расти. Абсолютное большинство российских торговых судов ходит под "удобным" флагом, и эта доля постоянно растет.
Несмотря на то что судоходные компании России активно наращивают свой флот, продолжается его физическое и моральное старение. Дело в том, что более 60% нового флота регистрируется под различными иностранными флагами. Действующая система налогообложения вынуждает судоходные компании переводить свой бизнес и активы за границу. Российская транспортная инфраструктура, порты и флот стали неконкурентоспособными. Российский транспортный бизнес отстал в технологии, качестве и экономичности услуг. Сформировался недостаток эффективных портов при наличии устаревших. Использование устаревших мощностей приводит к снижению эффективности всей транспортной системы.
Как результат - в обход России движется значительное количество мировых грузопотоков. Российская транспортная система, включая морской транспорт, обеспечивает перевозки с более высокой ценой и низкой скоростью, чем конкуренты, и не точно в срок. При этом значительные средства идут на оплату морского фрахта зарубежным компаниям.
"Россия контролирует более полутора тысяч судов, их общий дедвейт - около 15 миллионов тонн, - напомнил президент РФ. - Однако 60,3% этого тоннажа перевозится под иностранными флагами, и количество таких судов постоянно растет. Причем их средний возраст - около 9 лет, а тех, которые ходят под российским флагом - более 24 лет", - отметил президент. "Правительству необходимо разработать меры, которые бы обеспечили ускоренное развитие флота, в том числе пассажирского, - сказал Путин. - Средний возраст судов здесь - более 30 лет, а все заграничные перевозки осуществляются сегодня иностранным флотом". Президент подчеркнул, что необходимо создать условия для поэтапного перехода судов под российский флаг. "Такую работу надо начинать не откладывая", - заметил он.
Путин предложил создать правительственную комиссию во главе с первым вице-премьером Сергеем Ивановым для развития крупнейших портов, расположенных на Балтике, Дальнем Востоке, Северном морском пути и в Новороссийске. Кроме того, необходимо развивать железнодорожные и автодорожные инфраструктуры как на ближних, так и на дальних подходах к ведущим портам страны. Президент выступил за создание в крупнейших морских портах свободных экономических зон с льготным режимом налогообложения и призвал скорее принять соответствующий закон.
Помимо этих мер, по мнению президента, изменить ситуацию к лучшему позволит Объединенная судостроительная корпорация, которую запланировано создать на принципах государственно-частного партнерства. Эту идею поддержал губернатор Приморского края Сергей Дарькин, который выступал с докладом на заседании Госсовета.
"Учитывая значение инфраструктуры морского транспорта для развития Дальнего Востока России, есть предложение реализовать пилотный проект, имеющий значение для всей страны - создать дальневосточный морской кластер. Уверен, что его реализация поможет в решении масштабных задач, поставленных руководством нашей страны перед Дальним Востоком, связанных с его развитием и заселением. Предложение включает создание на Дальнем Востоке государственной российской судоходной компании. Это поможет в восстановлении судоремонта и судостроения, морского сервисного производства", - сказал Дарькин.
"Ходить по морям необходимо - так говорили античные римляне. Для нашей страны это утверждение имеет многократное значение, - отметил губернатор Приморья. - Россия всегда будет морской державой. Для этого есть главное: исторический опыт, величайшая морская граница, географически транзитное положение и растущая российская экономика. Наша задача - сделать так, чтобы Россия полностью использовала свои преимущества и занимала положенную ей лидирующую позицию в вопросах морского транспорта".