Posted 3 мая 2007,, 15:10

Published 3 мая 2007,, 15:10

Modified 2 апреля, 02:01

Updated 2 апреля, 02:01

Российские журналисты и политики – о свободе прессы

3 мая 2007, 15:10
Американская правозащитная организация Freedom House опубликовала ежегодный рейтинг свободы СМИ. Россия заняла рекордно низкое за последние несколько лет место - 164-е из 195-ти. Рейтинг и принципы его составления прокомментировали «Росбалту» политики и журналисты.

В канун профессионального праздника журналистов - Всемирного дня прессы - американская правозащитная организация Freedom House опубликовала ежегодный рейтинг свободы СМИ, в котором Россия заняла рекордно низкое за последние несколько лет место - 164-е из 195-ти. Составители рейтинга объясняют такой показатель России тотальным огосударствлением телеканалов, политическим давлением на независимую печать и планами установления госконтроля за Интернетом.

Однако главным показателем "деградации свободы прессы" в нашей стране на Западе считают преступления против журналистов, самым громким из которых стало убийство репортера "Новой газеты" Анны Политковской. Представителей "четвертой власти" в России убивают почти так же часто, как в Ираке, а власти не спешат наказывать виновных, говорится в докладе Freedom Housе.


Выводы американских правозащитников в интервью "Росбалту" прокомментировали известные российские журналисты и эксперты.

Игорь Яковенко, председатель Союза журналистов России, заявил, что рейтинг Freedom Housе «достаточно объективно отражает реальное положение дел с обеспечением прав журналистов и соблюдением свободы СМИ в разных странах мира, в том числе в России». «Суть процессов, происходящих в нашей стране, составители рейтинга подметили очень точно, - подчеркнул Яковенко. - В РФ не осталось ни одного неподконтрольного государству федерального телеканала, тиражи оппозиционных региональных изданий уничтожаются, пропаганда окончательно вытеснила журналистику. По количеству убийств журналистов Россия занимает второе место после Ирака. Такова ситуация без прикрас. Не будет преувеличением сказать, что за последние несколько лет Россия из "не полностью свободной" страны, какой она была в 90-е годы, превратилась в страну полностью несвободную», - считает Яковенко.

Денис Драгунский, главный редактор журнала "Космополис", указал: «В России печать, естественно, менее свободна, чем, скажем, во Франции или Швеции, но при этом Россия - европейская страна, в которой права и свободы соблюдаются». «В ситуации с опубликованным рейтингом присутствует какой-то странный политический фокус, - считает Драгунский. - У составлявших рейтинг, естественно, была какая-то методика. Но фокус в том, что, например, страну, в которой ведется война - Афганистан или Филиппины - сравнивать с Россией в плане обеспечения прав и свобод СМИ просто глупо. Даже спорить с этим не стоит. Это тема для фельетона».

Виктор Шендерович, писатель-сатирик, бывший телеведущий, сказал, что «в деле обеспечения свободы СМИ Россия успешно "догоняет" Зимбабве». «Вопрос о том, оказывает ли власть давление на прессу, звучит как вопрос марсианина, - считает Шендерович. - Каждый, кто живет в России и работает в российских СМИ, прекрасно знает ответ на этот вопрос. Конечно, да!».

Борис Резник, зампред комитета Госдумы по информационной политике, признался, что, у него «скептическое отношение к подобным рейтингам». «Не ясно, какие критерии используются при их составлении, - указал Резник. - Взять, к примеру, такой показатель, как смертность журналистов. Я занимался этой проблемой и знаю, что статистика здесь, мягко говоря, не всегда точна. Если человека сбила машина или ему проломили череп в пьяной драке, "жертвой профессии" его никак не назовешь». «В то же время надо признать, что у нас далеко не все благополучно со свободой прессы, - признал Резник. -Но встает вопрос: нужна ли эта свобода самим журналистам? Сегодня многие СМИ отказываются от нее добровольно, им удобнее быть подручными. Бессмысленно говорить о свободе прессы без обеспечения ее экономической независимости. СМИ нуждаются в господдержки, налоговых льготах и т.д.».

Виталий Третьяков, член Общественной палаты, главный редактор газеты "Московские новости", убежден, что составители рейтинга выполняли определенный политический заказ. «Самое лучшее - просто проигнорировать его, - дал совет Третьяков. - Я готов обсуждать проблему свободы прессы в России, но только не в связи с публикацией разного рода заказных пропагандистских рейтингов».

Александр Крутов, депутат Госдумы, журналист, заявил: «Поместив Россию на одно из последних мест в рейтинге свободы прессы, американцы показали свое предвзятое отношение к нашей стране. Сегодня Россия обрастает мускулами и постепенно занимает позицию суверенного государства. Западу это не нравится». «Проблема скорее в том, что наши СМИ не умеют пользоваться дарованной им свободой, - считает Крутов. - Когда по телевидению показывают одни сцены насилия и юмор ниже пояса, хочется поспорить насчет целесообразности отмены некоторых ограничений, которые почему-то связывают с ущемлением демократии и цензурой».

Александр Школьник, руководитель проекта "Медиакратия", считает, что подобные рейтинги – способ давления на страну. "Опускание" России в разного рода рейтингах - это один из способов давления на нашу страну, дискредитации ее в глазах мирового сообщества, - уверен Школьник. - Эти рейтинги, по меньшей мере, не отражают реального положения дел. Мы должны выработать для себя свои собственные критерии демократии, прав человека и свободы СМИ. Западные стандарты России не подходят».


В докладе Freedom House о свободе прессы оценивалась ситуация, сложившаяся в 195-ти странах мира. Все они разделены на три группы — со «свободными», «частично свободными» и «несвободными» средствами массовой информации.

В 74-х государствах СМИ признаны полностью свободными, в 58-ми — частично свободными, в 63-х — несвободными. В результате 18% жителей Земли живут в странах со свободной прессой, 39% — с частично свободной, 43% — несвободной. Наилучшая ситуация в этой сфере существует в Финляндии и Исландии. Места со 2-го по 9-е заняли Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Люксембург, Швейцария, Андорра, Нидерланды, Новая Зеландия и Лихтенштейн.

США разделили 17-е место с Эстонией, получившей наиболее высокие оценки среди постсоветских государств. Литва — на 29-м месте, Латвия — на 31-м (СМИ этих трех стран отнесены к категории «свободных»).

«Частично свободные» Украина — на 112-м месте, а Грузия — на 120-м. Остальные постсоветские государства имеют «несвободную» прессу. Среди этих стран Армения — на 142-м месте в общем зачете, Молдова — на 144-м, Кыргызстан — на 147-м, Азербайджан и Россия — на 164-м, Казахстан и Таджикистан — на 166-м, Беларусь — на 186-м, Узбекистан —- на 189-м, Туркменистан — на 191-м. Свобода прессы в Туркменистане превосходит только свободу, существующую в Северной Корее. Лидерами «антирейтинга» также являются Мьянма (Бирма), Куба и Ливия.

Для сравнения, Германия — на 16-м месте, Великобритания — на 31-м, Франция — на 39-м, Польша — на 46-м, Израиль — на 61-м, Турция — на 105-м, Саудовская Аравия — на 178-м, Китай и Иран — на 181-м.

В исследовании отмечается резкое ухудшение ситуации со свободными СМИ за последние пять лет в странах Латинской Америки и республиках бывшего Советского Союза.