Posted 10 мая 2007,, 09:56

Published 10 мая 2007,, 09:56

Modified 2 апреля, 01:58

Updated 2 апреля, 01:58

Польская "Культура" на берегах Невы

10 мая 2007, 09:56
В Петербурге в это воскресенье открывается Дом Польский . место интеграции всех полонийных организаций Петербурга с целью сохранения национальной идентичности для тысяч поляков, что исторически веками жили и трудились в нашем городе и области. А скоро в северной столице России пройдет выставка и международная конференция, посвященная известному европейскому журналу «Культура» и его создателю Ежи Гедройцу. Ввиду последних событий разговор о нем более чем своевременный.

В Петербурге в это воскресенье открывается Дом Польский – место интеграции всех полонийных организаций Петербурга с целью сохранения национальной идентичности для тысяч поляков и лиц польского происхождения, что исторически веками жили и трудились в нашем городе и области. Поэтому в Доме откроется и представительство Вспульноты Польской в РФ, организации, поддерживающей польскую диаспору в мире. Приедут депутаты Сената Польши, представители МИД, супруга президента Польской республики Мария Качиньская.

А скоро в городе на Неве пройдет выставка и международная конференция, посвященная известному европейскому журналу «Культура» и его создателю Ежи Гедройцу. Ввиду последних событий разговор о нем более чем своевременный.

Герой не нашего времени?

В 2006-2007 годах в Польше - и не только - отмечаются четыре весьма примечательные и по-своему важные, в том числе и для России, даты: 60-летие создания журнала «Культура» и издательства Литературный Институт (Институт Литерацкий) во Франции, а также 100-летие со дня рождения Ежи Гедройца и самого крупного публициста польской эмиграции Юлиуша Мерошевского.

Журнал "Культура", издававшийся до 2000 года (до смерти редактора) во Франции, как «Колокол» Герцена в Лондоне для русских либералов, называли польским «Колоколом». Открыть журнал «Культура» сегодня не просто поучительно, но и важно в контексте происходящей эволюции самой Польши и трансформации польско-российских отношений последних лет. Ведь многие принципиальные основы вставшей раньше всех соцстран на путь либеральной демократии Польши закладывались именно в этом европейском интеллектуальном центре в пригороде Парижа Мезон-Лаффит.

Сейм Польши провозгласил 2006-й год – Годом Ежи Гедройца. Проходили различные мероприятия в Польше, за рубежом. Журнал и Библиотека «Культуры», «Исторические тетради» («Зешиты Хисторичне») создавались мощным пластом представителей польской интеллектуальной элиты, сосредоточившейся в разные годы во Франции, историческом для нее прибежище. В самой Польше многие считают «Культуру» даже важнейшим интеллектуальным периодическим изданием второй половины XX века, когда на родине интеллектуалы не имели такой возможности высказываться публично. В центре же внимания «Культуры» всегда были и взаимоотношения с соседями на востоке.

Многие яркие представители польской интеллигенции благодаря также влиянию на них и на польское общество этого интеллектуального центра смогли войти в первый демократический сейм в 1989 году. Впрочем, пошедшие потом в Польше процессы многих интеллектуалов в стране и в эмиграции все более стали и огорчать.

На страницах «Культуры» печатались выдающиеся польские литераторы эмиграции: лауреат нобелевской премии Чеслав Милош, Витольд Гомбрович, Юзеф Чапский, Юзеф Херлинг-Грудзинский, Ежи Стемпоквский, Константы А. Еленьский, Анджей Бобковский, Марек Хласко. Также можно было встретить ярких представителей русской культуры в эмиграции: Иосиф Бродский, Александр Галич, Наум Коржавин, Владимир Максимов, Виктор Некрасов, Андрей Синявский. Здесь впервые на польском языке опубликовали Пастернака и Солженицина, и вообще на западе - Синявского и Даниэля. Журнал имел несколько выпусков на русском языке, где публиковались как русские, так и иностранные писатели и публицисты.

В 1974 году Владимир Максимов, по рекомендации Солженицина, отправился к Гедройцу. И вскоре учредил русский диссидентский журнал «Континент», который часто звался «русская «Культура». Гедройц стал членом его редколлегии.

Чему учила «Культура» и что мы получили

Российская поэтесса, публицист, переводчик польской литературы, постоянный автор «Культуры» Наталья Горбаневская убеждена, что благодаря Гедройцу между нашими народами перестало царить невежественное представление друг о друге, ибо невежество непременно рождает враждебность, страх, высокомерие и комплекс неполноценности.

«…Мы должны проводить самостоятельную политику, а не быть клиентом Соединенных Штатов или какой-либо иной державы. Нашей главной целью должна быть нормализация польско-российских и польско-немецких отношений…», - так звучит одна из ключевых мыслей Ежи Гедройца. В контексте других его мыслей это означает, что по мере развития Польши в рядах демократических стран следовало ожидать с ее стороны не регулярного воспроизводства неприятных для России событий и деклараций, а, наконец, и серьезной нормализации отношений и сотрудничества.

И вот сегодня, вопреки, казалось бы польской интеллектуальной благонамеренности, по мере прибавления возраста польской демократии весьма непростая ситуация складывается в отношениях Польши с Россией.

А есть и такие суждения Гедройца:«Для истории Польши характерна старая тенденция к ослаблению исполнительной власти: знаменитые pacta conventa, анархистская золотая вольница, liberum veto. Прежде всего нам надо изменить менталитет нации… Необходима и пресса, одновременно свободная и проникнутая чувством ответственности».

Или, например, писал еще полвека назад Ю. Мерошевский: «У русского вопроса в Польше есть два аспекта. Преобладающее большинство населения ничего не анализирует, а просто ненавидит. В химический состав этой ненависти входят традиция, история, сегодняшний день».

Это сегодня вдруг стало особенно актуально. Оно еще недавно вроде казалось, что утряслось, поумнело большинство населения. А тут вдруг - «золотая вольница»! И кто-то стал усердно подбрасывать всякие катализаторы в тот засохший, как казалось, химический состав ненависти. И тогда неустойчивые, не привитые «Культурой» и вообще культурой люди стали в реакции (химеополитической) издавать дурной запах. Особенно приходится сожалеть, что много таких оказалось в принципиально важных точках польского общества и государства.

В общем, впечатление, что иные ответственные политические и общественные деятели в Польше сдали заветы Гедройца и его товарищей, достижения польской общественной мысли XX века в утиль.
Кстати, сам Гедройц отказался от высшей польской награды – Ордена Белого Орла - именно по причине несогласия с происходящим в Польше после начала трансформации в 1989 году.

Павел Яблонский, ИА "Росбалт-Петербург"