Posted 11 мая 2007,, 13:35

Published 11 мая 2007,, 13:35

Modified 2 апреля, 01:58

Updated 2 апреля, 01:58

Большие перемены в Малом

11 мая 2007, 13:35
Новым директором петербургского театра оперы и балета имени Мусоргского стал крупный предприниматель, глава корпорации JFC Владимир Кехман. В театральных кругах считают, что это прелюдия к кардинальной перетряске всего состава труппы и в первую очередь ее худрука. Кто-то придерживается мнения, что эта культурная революция в отдельно взятом российском городе . сознательная коммерциализация театральной сферы и «под шумок» передел имущества.

Новым директором театра оперы и балета имени Мусоргского (он же Малый оперный театр, он же Михайловский) вместо народного артиста Станислава Гаудасинского стал крупный предприниматель Владимир Кехман, который ранее засветился на теме возможного сноса вполне крепенького здания универмага «Фрунзенский» - вновь выявленного памятника архитектуры советского конструктивизма.

По закону чиновник не вправе совмещать госдолжность с коммерческой деятельностью. Следовательно, господин Кехман добровольно меняет «зарплату» бизнесмена на скромные заработки чиновника. Более того, Владимир Кехман пообещал привлечь на развитие театра несколько десятков миллионов долларов, причем, около трети из них за счет собственных средств. Но коммерсантов бывших не бывает, так как это не профессия, а состояние души. Поэтому многих мучает вопрос, что же может иметь с новой должности предприниматель? И как это может отозваться на нашей культуре?

Золотоносное место

Заведующий кафедрой экономики и менеджмента недвижимости Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, доктор экономических наук Сергей Максимов пока не видит ничего плохого в том, что на должность хозяйственника поставили бизнесмена. "Театр расположен в очень хорошем доходном месте", - считает он. - Из этого можно извлечь выгоду за счет расширения функционального использования недвижимости. Например, открыть кафе любителей оперы, если это не повлияет негативно на основное направление деятельности учреждения". Для примера Максимков привел парижский театр Гранд Опера, который активно используется не только по вечерам, но и днем - для экскурсий. Он уверен, что возможностей для коммерческого использования объектов культуры без ущерба для творческой составляющей немало.

"Не хотелось бы сразу думать о плохом - что все произойдет наоборот, то есть сокращение объектов недвижимости, принадлежащих театру", - отметил эксперт, добавив, что, по его личному мнению, новый гендиректор осознает, какой тяжелый груз социальной ответственности он на себя возложил. Он уверен, что при профессиональном подходе к управлению недвижимостью, деятельность театра можно организовать так, чтобы она приносила существенные доходы, может быть, даже стала самоокупаемой. Хотя господдержка все равно должна оставаться.

Гендиректор агентства недвижимости "Санкт-Петербург" Галина Лукина также считает, что привлечение состоявшегося бизнесмена к управлению депрессивным предприятием (чиновники утверждают, что театр находится в застое) – это хорошая тенденция. "Я думаю, что новый директор театра осознает, что он будет постоянно под "присмотром" СМИ, - отметила она. – Скандал вокруг его имени скажется негативно на имидже. Зачем ему это надо?". При этом можно отметить, что шум вокруг имени Кехмана в связи с возможным сносом Фрунзенского универмага его не смущает.

Безденежный вариант

Генеральный директор агентства недвижимости "Центр" Яков Кусевицкий убежден, что в театре бизнеса быть не должно, да он и не получится: "Если это госучреждение, то бизнеса как такового здесь не может быть априори. Артисты - это творцы, этот процесс не совместим с бизнесом". Риэлтер отмечает, что датирование государственных театров из бюджета - общепринятая практика, и здесь мало исключений, разве что Петербургский частный театр Тачкина. Поэтому, если в данном случае речь идет об эффективном управлении недвижимостью, не в ущерб основной деятельности, о привлечении спонсорских денег, то это возможно как вариант.

"Да я и не очень представляю, как можно заработать на театре. На чем? Театр даже сам на себя стопроцентно окупить не может. На билетах, если их и сделать недоступными для большей части горожан и ориентироваться на туристов, не обогатишься. По закону чиновник (а в данном случает бизнесмен становится чиновником) не вправе вести свой бизнес, это вступает в противоречие с государственными интересами. Недвижимость? Но театр владеет помещениями, которые являются неотъемлемой частью творческого процесса, тут вычленить какие-то объекты сложно. Да к тому же это имущество государственное. Как без согласия города в лице Комитета по культуре или правительства на нем можно сделать бизнес – что-то продать?", - вопрашает Кусевицкий.

Покусились на святое

Директор Санкт-Петербургского Союза строительных компаний, почетный строитель России Лев Каплан убежден, что нельзя отдавать императорские театры в руки дельцов. По его словам, Станислав Гаудасинский (бывший директор театра) очень много сделал и делает для театра. "У них прекрасные спектакли – «Эсмеральда», «Царская невеста», «Реквием». У них лучший хор. Я часто туда хожу", - признался он.

Лев Каплан опасается, что с Малым оперным произойдет нечто подобное тому, что случилось с Александринским театром. "Он был театром русской драмы, а стал театральным подмостком московских трупп", - поделился своими впечатлениями почетный строитель России, которого очень тревожит, что происходит в городе с искусством, культурой.

Каплан уверен, что и в случае с Михайловским театром это не меценатство."С ним возможно все что угодно - как кардинальные изменения в репертуаре «на потребу дня», так и манипуляции с недвижимостью", - заметил глава Созпетростроя, напомнив, что рядом с театром уже прописалась Балтийская строительная компания (Итальянская, 4), построив комплекс офисных помещений. "Они могут «объединиться» с театром, - считает Лев Каплан. - Или оживет интерес к проекту коммерческого строительства в Михайловском саду за счет недвижимости театра".

"Нужно ли трогать национальное достояние - классические императорские театры? Их и не так-то и много: два в Москве - Большой и Малый - и три у нас - Мариинский, Александринский и театр имени Мусоргского", - задается вопросом Каплан. По его мнению, пускать их под эксперименты – это преступление, такие театры и должны быть дотационными. "Русское драматическое искусство не должно опускаться до среднего уровня. Коммерциализация национальных театров, торговля ими недопустима", - уверен эксперт. В принципе, если вдруг потянуло бизнесмена в искусство, то он может стать спонсором или вообще построить свой новый театр. "Зачем трогать созданное не им и сохраненное несколькими поколениями", - недоумевает Каплан.

Культурная революция?

В советское время назначение непрофессионала на должность руководителя культурного учреждения было явлением достаточно традиционным. И такая практика, как правило, себя не оправдывала. Для Петербурга и сегодня подобные кадровые решения не новость - многие музеи, петербургская Филармония, в частности, управляются не деятелями культуры.

"Новость" – в достаточно активном привлечении бизнесменов к госуправлению, как непосредственно во властные структуры, так и подчиненные госучреждения. Что происходит на фоне продолжающегося процесса приватизации госсобственности. В какой мере этот процесс может затронуть театры, вот в чем вопрос. И не является ли смена руководства, преподносимая чиновниками как возрождение Малого оперного театра, прелюдией к банальному переделу имущественного комплекса и коммерциализации классического искусства.

Ирина Кравцова, ИА "Росаблт-Петербург"