Posted 14 мая 2007,, 11:51

Published 14 мая 2007,, 11:51

Modified 2 апреля, 01:57

Updated 2 апреля, 01:57

Армения: революция отменяется

14 мая 2007, 11:51
«Цветной» революции в Армении после парламентских выборов не получилось. Оппозиция, хотя и заявляет, что результаты фальсифицированы, явно растеряна. Тем более, что наблюдатели от ОБСЕ и ПАСЕ дали понять, что нынешний расклад политических сил вполне устраивает Запад.

В Армении 12 мая прошли выборы в Национальное Собрание. По предварительным данным Центризбиркома, в парламент из 23-х прошли 5 партий, из которых только две оппозиционные. Лидирует с большим отрывом основная правящая Республиканская партия, лидером которой является премьер-министр Серж Саркисян - 32,8%. За ней идет другая партия, представленная в правящей коалиции - "Дашнакцутюн" - 12,7%. На третьем месте созданная год назад партия «Процветающая Армения», которой руководит олигарх Гагик Царукян. Партию поддерживает президент Роберт Кочарян.

С трудом в Национальное Собрание смогли пройти только две оппозиционные партии – «Оринац Еркир» (Страна Законности), который руководит экс-спикер Артур Багдасарян (6,8%) и «Наследие» Раффи Ованнисяна, бывшего главы МИД республики (5,8%).

Республиканская партия лидирует и по мажоритарным спискам, победив в 20-ти из 41-го одномандатных округов. Таким образом, партия из 131-го места в парламенте набирает практически половину мандатов.

Оппозиция, естественно, немедленно завила, что выборы сфальсифицированы. «Оринац Еркир» уже собирается опротестовать результаты через суд. Аналогичные претензии предъявляют властям и другие партии. Кроме того, скандал развернулся в Центризбиркоме – члены ЦИК, представляющие оппозиционный блок «Справедливость», партию «Оринац Еркир» и «Национальное единение», отказались подписать итоговый протокол.

Поведение оппозиции понять можно. За бортом оказались радикальные оппозиционные партии, которые в течение нескольких лет создавали основной фон борьбы с властью и считали себя совестью нации. «Национальное единение» Арташеса Гегамяна, Народная партия Степана Демирчяна, «Новые Времена» Арама Карапетяна, которые были основными моторами предрекаемой не раз Армении «цветной» революции, не смогли преодолеть 5-процентный барьер.

Ударом ниже пояса по чаяниям оппозиции оказались отчеты наблюдательских миссий. В положительных оценках мониторинговой группы СНГ под руководством Рушайло никто и не сомневался. Власти получили поддержку СНГ (читай - России) и во время позорных выборов в 2003 году. Тогда наблюдатели не заметили ничего негативного и были в полном восторге. Однако на этот раз с поразительно позитивным отчетом выступили наблюдатели из ОБСЕ и ПАСЕ, которые впервые назвали прошедшие в Армении выборы в целом соответствующими международным стандартам, а республика была названа «молодой демократией». С результатами европейских наблюдателей согласилось и посольство США, сделав, впрочем оговорку, что все случаи нарушений должны быть тщательно расследованы.

Перед выборами Европа и США совершенно откровенно заявили, что если выборы пройдут с фальсификациями (читай – если Армения будет плохо себя вести), то страна окажется в политической и экономической изоляции. Однако последние радужные заявления свидетельствуют: Запад не поддержит оппозицию в радикальных намерениях, а парламент впервые легитимизирован на международном уровне. То есть Армения вступила в новую эпоху отношений с ЕС и США, и выбор страны оказался равно приемлем и для Запада, и для России. Следующим, более важным, этапом станут президентские выборы в 2008 году, где лавировать между двумя сторонами республике будет труднее.

Насколько отчеты наблюдателей адекватны и независимы от политических пристрастий заинтересованных в регионе держав? Да, в день голосования все было намного лучше, по сравнению с тем неприкрытым беспределом, который имел место во время парламентских и президентских выборов в 2003 году. В этом плане наблюдатели правы - это был серьезный шаг вперед. Нет тех массовых сообщений о бритоголовых молодчиках, которые средь бела дня заходили и впихивали в урны пачками бюллетени, о насилии на участках и т.д. и т.п. На этот раз все прошло более культурно. Конечно же – телевидение работало в основном в пользу провластных сил, однако оппозиции тоже досталось место на экранах, хоть и непропорционально.

Основные нарушения законодательства происходили на этот раз вне избирательных участков. Ноу-хау этих выборов оказались массовые взятки, которые раздавались населению направо и налево. Пресса пестрит сообщениями о том, как партии разбрасывались деньгами, как обустраивались подъезды, асфальтировались дороги и т.д. Учитывая, что в Армении треть населения живет за чертой бедности, можно понять действенность подобных методов. Трудно предположить, что население с легким сердцем дало бы большинство голосов Республиканской партии, которой принадлежит большинство министерских портфелей уже 4 года.

Однако в целом можно сказать, что избирательный процесс имел ряд положительных моментов по сравнению с предыдущими годами. Наконец-то партии, находящиеся у кормила власти, поняли, что не могут опираться исключительно на административный и силовой ресурсы. Кроме того, в стране наметилась тенденция к более цивильной партийной культуре.

Говорить о том, что власти сфальсифицировали результаты, подкупили население и лишь поэтому оппозиционеры не смогли попасть в парламент, не слишком-то и верно. Рьяные оппозиционеры последние два года практически не работали в парламенте – объявили бойкот. А предвыборная кампания партий была построена на тех же методах, которыми они в 2003-2004 году пытались провести в жизнь «цветную» революцию в стране и провалились. Фактически, оппозиционеры не могли представить четкого видения будущего страны и всю ставку делали на свержение режима. Единственной серьезной силой, которая делала акцент не только на негативе существующего положения вещей, была партия «Наследие», которая в итоге и оказалась в парламенте.

Вялая кампания противников властей лишь в конце пошла на подъем. 9 мая блок «Импичмент», партии «Новые Времена» и «Республика» добились-таки того, что произошло столкновение с полицией у здания Службы нацбезопасности. Лишь в этот момент стало ясно, что оппозиция будет способна поднять определенное количество народа на радикальные действия. Тем более что митинги оппозиции становились все более массовыми и в последние дни достигали 10-15 тыс. человек. Однако после выборов страсти пошли на спад. Похоже, что население республики в очередной раз выбирает стабильность, на что и делают ставку власти. Дурной пример украинского противостояния, который активно «рекламировался» в Армении, оказался действенным фактором на фоне отсутствия среди оппозиции харизматического лидера.

Оппозиция сама поставила на себе крест бездарной политикой. С одной стороны, провал оппозиции говорит о том, что Армению вряд ли могут ждать серьезные политические потрясения, а уж тем более революция. Об этом можно было судить уже по митингу пяти оппозиционных сил, которые прошли в воскресенье, на следующий день после выборов. На площади собралось от силы 3 тыс. человек. (Стоит отметить, что появились сообщения о том, что власти заблаговременно парализовали работы общественного междугороднего транспорта, чтобы не допустить народ из регионов в столицу.) Чувствовалось, что лидеры в нокдауне - как от результатов выборов и неспособности всех оппозиционных сил объединиться, так и от заявлений западных наблюдателей. Вместо обещанной революции оппозиционеры отпустили народ домой - до следующего митинга в пятницу. Одним словом, «майдана» в Армении не будет.

С другой стороны, Национальное Собрание оказалось практически полностью в руках провластных сил, что грозит стагнацией для республики.

Но уже ближайшие дни покажут, каков будет расклад в парламенте. Несмотря на то что республиканцы и «Процветающая Армения» являются партиями власти, между ними есть очевидные противоречия. Все будет зависеть от того кого себе в преемники будет прочить Роберт Кочарян. Если им окажется все-таки Серж Саркисян, который сейчас является наиболее очевидной фигурой, тогда естественно возникнет прочный альянс между этими двумя партиями и преемственность власти будет обеспечена. Если Кочарян постарается провернуть иной план – поставить на свое место управляемого президента, а самому сесть в премьерское кресло, то можно будет ожидать столкновения интересов двух крупнейших политических партий.

Другим фактором может стать партия Дашнакцутюн. В последнее время партия все более выступала с оппозиционных позиций, несмотря на то что была представлена в правительстве. Если «дашнаки» продолжат свою линию, то возможны несколько иных раскладов. Дашнакцутюн может объединиться с «Наследием», либо может возникнуть альянс с «Процветающей Арменией», который будет уравновешивать республиканцев. Однако не исключено и тихое мирное продолжение сосуществования в правящей коалиции. В любом случае в ближайшие месяцы в этом вопросе появится определенность - перед президентскими выборами в начале следующего года, которые обеспечат новую сумятицу в политической жизни Армении.

Самвел Мартиросян