Posted 22 мая 2007, 07:44

Published 22 мая 2007, 07:44

Modified 2 апреля 2024, 01:53

Updated 2 апреля 2024, 01:53

Германия – страна возрождающегося нацизма?

22 мая 2007, 07:44
До сих пор немецкий народ не переосмыслил свою новейшую историю и, прежде всего, нацистский период и Вторую Мировую войну. Книга Сергея Дрожжина «Призрак неонацизма» рассказывает, каким образом происходит этот процесс, и какие идеи об истоках нацизма, войны, особенностях и характере СССР и России будоражат немецкое общество.

«Призрак неонацизма» Сергей Дрожжин
«Алгоритм» Москва 2006

Объединенная Германия - это не механическая сумма двух частей, это новая сущность, качественные характеристики которой пока непонятны. Огромные внутренние резервы страны, в том числе и интеллектуальные, и в широком смысле психические, пока идут на то, чтобы преодолеть неодинаковость двух составных частей и спаять их в настоящем единстве. Какими качествами будет обладать эта новая европейская страна с такой сложной и драматической историей, включающей два унизительных поражения в войне и культивирование в течение сорока лет в двух частях прежде единой страны двух враждебных друг другу идеологий под руководством победителей? А это пока неизвестно. Во всяком случае очевидно, что до сих пор немецкий народ не переработал и не переосмыслил свою новейшую историю и, прежде всего, нацистский период и Вторую Мировую войну. Книга Сергея Дрожжина рассказывает, каким образом происходит этот процесс, и какие идеи об истоках нацизма, войны, особенностях и характере СССР и России будоражат немецкое общество.

Автор отталкивается от так называемого «спора историков», начавшегося в Германии во второй половине 80-х прошлого столетия. В процессе этого спора, во многом связанного с именем известного и популярного немецкого историка, профессора Свободного берлинского университета Эрнста Нольте, начали понемногу переосмысливаться истоки Второй Мировой войны и смещаться некоторые моральные оценки. Дрожжин Нольте однозначно оценивает германский фашизм как зеркальное отражение русской революции, а преступления фашизма, в том числе убийства миллионов ни в чем неповинных людей, как своего рода ответ на массовые репрессии в Советской России против целых социальных слоев общества.

Кроме того, в оборот вводится такое понятие, как «азиатское преступление» - синоним дикости, безжалостности, отсутствия человечности и сострадания. «Этот тезис об азиатском преступлении Э. Нольте самым активным образом будет затем использовать для доказательства своего сомнительного тезиса о «превентивном» характере войны нацистской Германии против СССР», - пишет автор. Среди современных немецких историков именно анализу работ Нольте уделено в книге наибольшее внимание.

Другой историк, Микаэль Штюрмер, уделяет много внимания вопросу национальной идеи и формированию национальной идентичности немцев. Ковать эту идентичность Штюрмер предлагает на основе единения вокруг общей истории германцев, и, естественно ее наиболее героических страниц. Этот метод хорошо известен в России. При этом, как хорошо помнится всем нам, некоторые нюансы «случайно» опускаются, а другие приобретают несоразмерные с действительностью размеры. Дрожжин пишет, что «основой конструкции Штюрмера является немецкое государство в том виде, в котором оно существовало с 1871 года. ...Дело в том, что «второй Рейх» был создан на волне победы над Францией и связанных с этим милитаристских чувствах. Это архаичный материал с точки зрения современных представлений, хотя на военно-патриотическом порыве легче всего, как представляется, формируется это самое национальное самосознание».

В целом, по мнению автора книги, пытаясь решить задачу восстановления общегерманской идентичности, ряд заметных немецких историков склоняется к тому, чтобы обелить преступления нацизма, представив их как некий ответ на те кошмары, которые творились на территории восточного соседа – большевистской России. При этом, естественно, в активный оборот идет и уже такой затасканный «еврейский вопрос». По мнению Дрожжина, в современной Германии многие склонны утверждать, что и антисемитизм пришел к немцам из России и берет свою историю чуть ли не от появления «Протоколов сионских мудрецов». Опровергая этот тезис, Дрожжин подробно и во всех деталях анализирует историю антисемитизма в Германии, касаясь и такой достаточно мутной темы как взгляды и идеи Р.Вагнера, его последователя и близкого друга семьи англичанина по происхождению, но «немца по чувствам» Х.Ст. Чемберлена и всего «байрейтского кружка».

Другой подробно затронутый в книге вопрос - формирование нацистской идеологии, в первую очередь, в плоскости отношения к СССР и России. Автор отмечает, что частью активных членов НСДАП долгое время рассматривалась возможность союза с СССР, и тема «Мы и Россия» была весьма популярна. Однако в итоге возобладал другой подход: территории России стали интерпретироваться как изначально дикие земли, «окультуренные германским элементом», но позже подпавшие под растлевающее влияние «иудео-большевиков». Славяне при этом рассматривались как неполноценная раса, не способная сама к государственному строительству. А нападение на СССР приобретало черты борьбы за возвращение под германское влияние территорий, изначально «окультуренных» германцами. С этих позиций – войны с дикими азиатами во славу идеалов Европы и творческой германской крови - и началась идеологически война с СССР.

Это дела прошедших дней, хотя и не столь далеких. А что сегодня? Сергей Дрожжин считает, что «войну против нашей страны, жертвами которой стали десятки миллионов наших соотечественников, большинство немцев считали и продолжают считать «справедливой». Они полагают, что они боролись против мирового зла и защищали от «иудео-большевистских варваров» европейскую культуру.

Сложно сказать, насколько справедлива эта оценка автора книги. Однако, даже абстрагируясь от темы российско-германских отношений, подробный анализ того, как формировалась нацистская идеология, «немножко подменялись факты и понятия», демонизировались или принижались соседние народы, чрезвычайно полезен, особенно в пору, когда и Россия тоже ищет основы для консолидирующей национальной идеи и формирования идентичности.

И Россия, и Германия уже наступали на очень острые грабли, так что, наверное, стоит внимательно присматриваться к опыту друг друга и к тому, что происходит в наших странах сегодня, чтобы не повторять вновь ошибок, цена которых очень высока.

Татьяна Чеснокова

P.S. Вы хотите предложить для рецензии ваши книги? Пишите [email protected]
Предпочтение отдается книгам общественно-политической направленности.

Подпишитесь