Posted 24 мая 2007, 07:36
Published 24 мая 2007, 07:36
Modified 2 апреля, 01:52
Updated 2 апреля, 01:52
Истек очередной 60-дневный срок, отведенный Ирану Совбезом ООН для прекращения работ по обогащению урана. Но Тегеран продолжает идти к своей цели, невзирая на сроки и резолюции.
Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммад Эль-Барадеи по истечении срока представил в СБ ООН доклад о том, как Иран выполняет резолюцию. Эль-Барадеи констатировал, что Иран продолжает работы на своем опытном заводе по обогащению урана и к тому же сооружает другой аналогичный объект, позволяющий обогащать уран уже в промышленных масштабах. Как передает Reuters, в докладе экспертов МАГАТЭ отмечается, что Иран «пока не производит обогащенный уран в значительных количествах, но ясно, что его ядерная программа продвигается вперед». В докладе сказано, что в Иране в настоящий момент действует около 1 тыс. 300 центрифуг для обогащения урана и планируется увеличить их количество к концу июня до 3 тыс.
По итогам доклада МАГАТЭ Совбез ООН должен принять решение относительно новых санкций. Как передает ВВС, представитель США в СБ ООН Залмай Халилзад уже заявил о необходимости новых, более жестких санкций, поскольку Иран не выполняет требования мирового сообщества прекратить обогащение урана. «Правительство Ирана не соблюдает резолюции Совета Безопасности. Того, что мы сделали до сих пор, недостаточно. Нужно сделать больше», - призвал он.
Представитель Великобритании Эмир Джонс Парри сказал, что не нашел в докладе МАГАТЭ ничего удивительного, но подчеркнул, что Иран обязан выполнить возложенные на него обязательства. «Мы хотим новых, улучшенных взаимоотношений с Ираном, но для этого требуется, чтобы Иран выполнил условия, установленные Советом Безопасности. Если он это сделает, тогда мы перейдем к дискуссиям», - отметил он.
В Совбезе ООН обратили внимание на то, что иранские власти создали препятствия для работы инспекторов атомного агентства, и это ставит под сомнение мирный характер ядерной программы.
Иран настаивает на том, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер, но международное сообщество подозревает, что иранцы в скором времени будут в состоянии обогащать уран в степени, необходимой для его военного использования. По информации BBC, в американской администрации, вопреки заявлениям Тегерана, не сомневаются, что Иран тайно создает ядерное оружие, и потому считают необходимым усилить нажим.
Но в продуктивности такого подхода убеждены не все. Так, Эль-Барадеи сказал, что Ирану можно позволить частично сохранить свою ядерную программу, если таким способом удастся удержать его от выхода на обогащение урана в промышленном масштабе. Тем не менее в апреле Тегеран уже объявлял о том, что вышел на промышленные масштабы обогащения ядерного топлива.
Напомним, 24 марта Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию 1747, ужесточающую санкции в отношении Ирана. Эта мера воздействия была принята Совбезом ООН в ответ на отказ Ирана подчиниться резолюции 1737 от 23 декабря 2006 года и прекратить обогащение урана. Санкции предполагали замораживание финансовых счетов 13-ти компаний и 15-ти физических лиц, причастных к проектам, связанным с обогащением урана и разработкой ракетных носителей, а также визовые ограничения, эмбарго на поставку оружия из Ирана и призыв отказаться от продажи Тегерану оружия и выделения кредитов. Тегерану отводилось 60 дней на приостановку ядерных программ. Резолюция также призывала Тегеран вернуться к переговорам.
23 декабря 2006 года Совбез единогласно принял резолюцию по Ирану, предусматривающую санкции против военных ядерных программ, но не запрещающую поездки чиновников и внешнеэкономическую деятельность предприятий. Резолюция также содержала 60-дневный ультиматум, но Иран его отверг. Санкции распространялись на деятельность, связанную с обогащением урана, химическим репроцессингом, проектами, основанными на тяжелой воде, и производством средств доставки ядерного оружия. В ответной реакции на резолюцию Совета Безопасности ООН парламент Ирана утвердил общие положения законопроекта, обязывающего иранское правительство пересмотреть уровень сотрудничества с МАГАТЭ в соответствии с национальными интересами Ирана и ускорить реализацию мирной атомной программы.