Posted 27 мая 2007, 12:43
Published 27 мая 2007, 12:43
Modified 2 апреля, 01:50
Updated 2 апреля, 01:50
Еще до вчерашнего дня слова «путч» и «гражданская война» на Украине были лейтмотивом всех экспрессивных заявлений власти и оппозиции. Каждый считал противоборствующую сторону, как минимум, антинародной и, как максимум, нелегитимной. Президент Виктор Ющенко, «распустивший» своими указами парламент, считал незаконным действующий состав Верховной Рады, а Верховная Рада – указы «гаранта», обвинявшая его в «предательстве народных интересов» и «нарушении Конституции».
Вот короткая хроника эскалации напряженности и насилия на Украине. «Замутила», как говорится, на ровном месте, политический кризис заклятая соратница президента Юлия Тимошенко, призывавшая его к досрочным выборам Верховной Рады. Почему – понятно: Тимошенко патологически не в состоянии пережить свое непремьерство и непрезидентство. Первым камнем, брошенным Ющенко в бурные воды противостояния, стал его пресловутый первый указ о скоропалительных выборах. Он полагал, наивный, что все сразу же поднимут руки вверх. Обращение группы нардепов в Конституционный суд прибавило градуса украинской политической жизни. Затем последовали «выстрелы» новых указов Ющенко по отстранению неудобных для него и его окружения судей Конституционного суда. Президент просто испугался, что решение будет не в его пользу.
Ответ «гаранту» был дан незамедлительно – судей тут же восстановили в должности при поддержке генерального прокурора Святослава Пискуна (который, кстати, тоже был восстановлен в должности после его увольнения Ющенко). На этой стадии противостояния произошел вообще анекдотический случай: президент страны обратился в Голосеевский районный суд Киева с заявлением о неправомочности некоторых судей Конституционного суда. Такого, без сомнения, в мировой политической и правовой практике еще не случалось. Суд, естественно, отказал президенту, который выставил себя и страну на всеукраинское и всеевропейское посмешище: ну не может районный суд решать судьбу Конституционного!
После этого окружение президента решило идти ва-банк: указом был снят старый и назначен новый прокурор, а охрана президента оперативно захватила здание Генеральной прокуратуры и Конституционного суда. Но на этот раз фокус не удался. «Бело-голубые» не стали взывать к «гаранту», а применили его же тактику: на силовой вариант ответили тем же – здание прокуратуры очистил от посторонних и взял под охрану ОМОН «Беркут». Министр обороны Анатолий Гриценко, ставленник США, тут же присягнул на верность президенту, заявив, что «армия может принять участие» в наведении порядка.
Ющенко немедленно переподчинил себе указом (опять-таки нелегитимным) внутренние войска. Однако министр внутренних дел Василий Цушко остался на стороне коалиции, разослав во все регионы страны предписание подчиняться только Конституции. Но нижестоящее руководство призвало несколько тысяч солдат внутренних войск двинуться в сторону столицы – для наведения порядка. И они двинулись. Еще в субботу вечером Украина как никогда была близка к кровопролитию, которое вполне могло перерасти в полномасштабную гражданскую войну.
Экспертам и аналитикам еще предстоит выявить и обнародовать настоящую подоплеку резкого разворота от края пропасти, на котором стояло украинское общество последние несколько недель. Но факт остается фактом: сегодняшнее заявление Ющенко, Януковича и Мороза, всю ночь проводивших консультации, о том, что политический кризис разрешен, и новые выборы в Верховную Раду назначены на 30 сентября 2007 года, дают обществу осторожную надежду на то, что ситуация налаживается. Все «силовики» возвращаются на свои места, а Генеральная прокуратура и КС продолжат работу в нормальном режиме.
Но окончательно вздохнуть с облегчением не позволяют, как всегда, неозвученные детали объявленной политической сделки. Дело в том, что объявленное решение обусловлено множеством «отягчающих» обстоятельств. Одно из них заключается в пункте третьем договоренностей: «Признать, что внеочередные выборы в Верховную Раду Украины проводятся согласно указу президента Украины на основании части второй статьи 82 Конституции Украины».
Значит ли это на практике, что три человека – пусть и самого высокого ранга – узурпировали право КС (разумеется, с самыми добрыми намерениями) разобраться с конституционностью предыдущих двух указов Ющенко о роспуске ВР, а также правом группы нардепов получить ответ от КС на свой запрос об этом? Оказывается, согласно договоренностям, выборы будут легитимными и проходить на основании указа президента только тогда, когда и сам этот указ превратится в легитимный. А сделать его таковым может только… отказ от мандатов проющенковских депутатов партии «Наша Украина» и протимошенковских из «Батькивщыны», что и позволит спасти лицо президента и его указы, превратив Верховную Раду в нелегитимный орган.
Вот что сказал об этом председатель Верховной Рады Александр Мороз, который отнюдь не читает досрочные выборы лучшим вариантом из создавшейся ситуации: «Сейчас мы создаем возможность для реализации норм Конституции и разъяснений Конституционного Суда по этому поводу, которые были сделаны раньше, о необходимости прекращения полномочий парламента и досрочных выборах при определенных обстоятельствах, но здесь решение за конкретными депутатами из двух фракций и оформление этого решения партийными съездами, что создает условия для досрочных выборов. Пусть они пройдут этот путь и подтвердят на практике свое желание, и это создает предпосылки для того, чтобы указ был легитимным».
Это значит, что в ближайшие дни оппозиционные партии «Наша Украина» и «Батькивщына» должны срочно провести свои съезды и на них «обнулить» список своих депутатов в Верховной Раде. Готовы ли на это все депутаты? А если нет? Кроме того, пока неизвестно мнение на этот счет главной зачинщицы полномасштабного политического кризиса в стране - Юлии Тимошенко. Если ранее она просто пугала и шантажировала «широкую коалицию», то теперь, когда надо от слов переходить к делу, еще неизвестно, чем все кончится.
Кроме того, Тимошенко придется явиться со своими депутатам в уже якобы распущенную Раду, чтобы принять согласованный рабочей группой пакет нормативно-правовых актов, позволяющих на законных основаниях провести досрочные выборы. А также - внимание! - подтвердить результаты голосования по принятым в период с 2 апреля по 29 мая 2007 года актам Верховной Рады, когда она считалась нелегитимной. Но и это тоже может оказаться под вопросом: рабочая группа и вся Рада – далеко не одно и то же.
В общем, как ни крути, получается, что вся эта чехарда и война нервов, которая едва не переросла в гражданскую, замыкается на одном человеке – президенте Ющенко, который (по разным причинам) сначала издал заведомо сомнительный с правовой точки зрения указ, а потом, закусив удила, решил во чтобы то ни стало переправляться. Главное, чего он добивался, - спасти самого себя. Ему было важно, чтобы проведение досрочных выборов не зависело от решения КС. «Мы договорились, - сказал он, выйдя к прессе после ночных консультаций, - что механизм, который подготовлен для проведения выборов, будет самостоятельным и не будет аппелировать к решению Конституционного суда». Вот главное, а отнюдь не интересы «маленького украинца», из-за чего страна едва не скатилась к гражданской войне. Ведь признание КС нелегитимности его указов о досрочных выборах автоматически ставило крест на его дальнейшем президентстве и амбициях.
Помня печальный результат с так называемым пятым «Универсалом» Ющенко, никто не может дать гарантии, что такая же участь не постигнет и нынешние договоренности. Их статус – никакой, он держится исключительно на честном слове трех человек. О том, как его держат украинские политики (правда, не только они) - давно известно.
Миной замедленного действия остаются также два генеральных прокурора на Украине, призывы президента «дать оценку действиям» неподчинившегося ему министра МВД Василию Цушко и много других «навороченных» за время противостояния частностей.
Сегодня на Украине никто не может быть уверенным в том, что выборы состоятся 30 сентября (вместо несостоявшихся по первому указу сегодня, и отмененных ночью на 24 июня - по второму, что кризис миновал наверняка. Хрупкий мир, больше похожий на перемирие, может сломать любое неосторожное движение любой стороны конфликта.
Алла Ярошинская