Posted 6 июня 2007, 07:52
Published 6 июня 2007, 07:52
Modified 2 апреля 2024, 01:45
Updated 2 апреля 2024, 01:45
Взаимная водная блокада Грузии и Южной Осетии вышла за рамки временных локальных игрищ и приобрела выраженный политический характер. Причем очередная напряженность в зоне грузино-осетинского конфликта совпала с активизацией временной администрации Цхинвальского региона, российско-американским спором по ПРО, ожиданием решения по Косово, предстоящей встречей Саакашвили и Путина и, не исключено, с зарождением революционных настроений в Южной Осетии.
Цхинвали почти две недели сидит без воды. В таком же положении находятся грузинские и осетинские села конфликтной зоны и прилегающие к ней населенные пункты Грузии. В водной блокаде Грузия обвиняет фактические власти Южной Осетии, которые, в свою очередь, пеняют на "варварские действия" Тбилиси.
Согласно заключению объединенного штаба Смешанных сил по поддержанию мира в конфликтной зоне, ситуация выглядит так: "В течение 12-ти дней Цхинвали остается без воды ввиду того, что до настоящего времени грузинская сторона продолжает незаконно препятствовать допуску ремонтных бригад Южной Осетии по восстановлению неисправного водовода, имеющего повреждения в районах грузинских пунктов". Но, как отмечают миротворцы, "югоосетинская сторона предприняла столь же незаконные ответные меры, перекрыв Тирифонский и Салтанис-Архи оросительные каналы, обеспечивающие орошение земель на территориях, подконтрольных как осетинской, так и грузинской сторонам".
Вывод: "Данные незаконные действия могут привести к экологической катастрофе с непредсказуемыми последствиями".
Вероятно, под "непредсказуемыми последствиями" миротворцы подразумевают гуманитарную сферу. Однако даже поверхностный анализ ситуации говорит о том, что проблема не в собственно воде и не в упрямстве сторон: водная блокада вытекла из множества факторов политического характера, и не может быть исчерпана только возобновлением подачи воды.
Эксперты и политики в Тбилиси настаивают на том, что спекуляции на жажде и засухе затеяла Южная Осетия, причем в самое "нужное" время и не без поддержки России. В частности, и это не скрывают цхинвальские власти, водной блокадой Южная Осетия пытается надавить на Грузию и заставить ее ликвидировать временную администрацию Цхинвальского региона во главе с прогрузинским политиком Дмитрием Санакоевым. Ранее он занимал высокий пост в правительстве Южной Осетии и даже воевал против Грузии. В определенных кругах непризнанной республики у него есть некоторая поддержка, и это не может не раздражать цхинвальские власти и лично Эдуарда Кокойты. Тем более что при солидном финансовом и организационном содействии Тбилиси и международных организаций территория Цхинвальского региона, контролируемого Грузией, отстраивается и благоустраивается. Здесь потихоньку развивается бизнес, и у грузинского, и у осетинского населения появляется не только работа, но и кое-какие развлечения. То есть постепенно обозначается достаточно серьезный контраст с территорией, контролируемой Кокойты, причем не в пользу последней.
У Кокойты, как говорят, есть и другие причины для нервозности: кризис во власти Южной Осетии и очевидное недовольство некоторых влиятельных российских политиков действиями президента непризнанной республики. По неофициальной информации, они раздражены участившейся "самодеятельностью" Кокойты. В частности, несогласованными стихийными вооруженными "вылазками" отряда его ополченцев и недавней блокадой Транскавказской магистрали.
Так что, считают эксперты, сейчас можно провести не прямую, но все же параллель между предреволюционной Аджарией и обстановкой вокруг Южной Осетии. Напомним, три года назад глава Аджарии Аслан Абашидзе взорвал мосты между Грузией и автономной республикой, устроив собственному населению экономическую и транспортную блокаду, и ускорив тем самым свой недобровольный уход из власти. Правда, степень отторжения жителей Аджарии от Абашидзе была гораздо выше, чем степень отторжения населения Южной Осетии от Кокойты. Но причина здесь не в позитивном восприятии деятельности Кокойты, а в неприятии Грузии и боязни повторения грузино-осетинского конфликта 15-летней давности.
Говоря о роли России в очередном обострении обстановки в конфликтной зоне, некоторые эксперты указывают на то, что Москве выгодно поддерживать в этом регионе очаг умеренной напряженности, то есть пока не доводить дело до открытого вооруженного противостояния, но и не допускать восстановления доконфликтных грузино-осетинских отношений. Следуя логике экспертов, сейчас не только Россия и конфликтные регионы, но и весь мир ожидают решения вопроса с Косово. На этом фоне Москва не раз заявляла, что если этот край получит независимость, по аналогичному сценарию должны быть урегулированы и другие конфликты, в частности, грузино-абхазский и грузино-осетинский. И нестабильность в конфликтных зонах Грузии должна еще раз подтвердить: другого пути, кроме предоставление независимости непризнанным государствам, не существует.
Но в такой позиции России есть и определенная доля лукавства: косовское урегулирование по известному плану Ахтисаари Москву не устраивает еще и потому, что создает прецедент для российских же автономий. План Ахтисаари не устраивает и Абхазию с Южной Осетией, хотя обе республики на словах - ждут не дождутся независимости Косово. Но косовская модель не устраивает Абхазию и Южную Осетию, потому что, во-первых, план Ахтиссари запрещает новому суверенному государству объединение с другим государством; во-вторых, предусматривает возвращение беженцев в места их прежнего постоянного проживания.
Последнее обстоятельство категорически претит Абхазии, поскольку в республике тогда будут доминировать грузины со всеми вытекающими отсюда политическими последствиями. А запрет на объединение с другим государством не удовлетворяет Южную Осетию, которая постоянно заявляет о своем намерении соединиться с Северной Осетией, то есть с Россией. При этом почти все жители обеих непризнанных республик уже являются гражданами России.
Но даже если международное сообщество не признает независимость Косово и план Ахтисаари потеряет актуальность, напряженность в Южной Осетии, равно как и в Абхазии, будет сохраняться. Ведь Грузия не отказалась от своего намерения вступить в НАТО; чего доброго, она еще и разместит на своей территории американские ПРО. Тогда обе непризнанные республики станут буферными зонами между Россией и потенциальным членом НАТО - Грузией, а заодно и инструментом давления на Тбилиси со стороны Москвы.
Примечательно, что водный скандал разразился незадолго до личной встречи Саакашвили и Путина. Она должна состояться в первой половине июня в Санкт-Петербурге во время неформального саммита глав государств СНГ. Возможно, это просто случайное совпадение... Но не исключено, что кому-то не понравилось относительное затишье в грузино-российских отношениях: судя по недавнему заседанию Парламентской Ассамблеи СНГ в Санкт-Петербурге, Москва и Тбилиси продемонстрировали чудеса политкорректности, стремясь создать благоприятный фон для встречи президентов. Но кому-то очень захотелось обострения обстановки в конфликтной зоне, которое непременно (проверено годами) сопровождается громким обменом "любезностями" между Россией и Грузией.
Возвращаясь к собственно водопроводно-оросительной эпопее - она, конечно же, высосана из пальца. Убедившись, что Тбилиси не хочет впускать на свою территорию осетинских ремонтников, Цхинвали мог бы отказаться от своего "ремонтного рвения" и полностью предоставить восстановление водопровода Грузии, избежав неприятностей с отсутствием воды. Точно так же Грузия могла уступить и принять осетинских специалистов, чтобы не давать повода Цхинвали перекрыть питьевую и поливочную воду. Ни того, ни другого сделано не было. Значит, скандал, так или иначе, устраивал как минимум обе стороны.
Представитель Южной Осетии в Москве Дмитрий Медоев назвал действия Тбилиси "грязной кампанией", цель которой - "пропиарить этого клоуна" (имеется в виду Санакоев - "Росбалт"), который твердо пообещал решить водную и все прочие проблемы конфликтного региона. Медоев, однако, ни словом не обмолвился о мотивах, которыми руководствовался Цхинвали, оставив без воды как осетинские, так и грузинские села.
А пока часть парламентской оппозиции Грузии требует от властей страны провести спецоперацию по задержанию Эдуарда Кокойты. Как отмечают некоторые эксперты, "звучит, конечно, заманчиво", но пока нереально из-за "фактора Москвы". Кроме того, сейчас для Грузии крайне важно не повторять ошибок лета 2004 года и не бряцать оружием, что только ухудшит ситуацию, а мирно и терпеливо продолжать развивать Цхинвальский регион. Тогда, может быть, осетины в отдаленной перспективе хотя бы задумаются о налаживании нормальных отношений с Грузией. Но перспектива эта - весьма и весьма отдаленная.
Ирина Джорбенадзе