Posted 12 июня 2007, 13:39

Published 12 июня 2007, 13:39

Modified 2 апреля 2024, 01:42

Updated 2 апреля 2024, 01:42

На Украине начался кризис нового типа

12 июня 2007, 13:39
Политический кризис на Украине плавно перешел в юридический. Выяснилось, что в стране отсутствует законодательное поле, позволяющее превратить мирные договоренности Ющенко-Януковича от 27 мая в досрочные парламентские выборы 30 сентября.

Ситуация на Украине перестала быть понятной не только внешним наблюдателям, но и самим украинцам. Казалось бы, 27 мая президент Виктор Ющенко и премьер Виктор Янукович пожали друг другу руки и договорились о досрочных выборах парламента на 30 сентября. Но прошло уже две недели, а в информационном поле продолжают множиться новые политические скандалы: депутаты Рады не могут сложить с себя полномочия, а новый состав ЦИК так и не провел ни одного результативного заседания. И, как водится, политики опять обвиняют друг друга в нарушении договоренностей.

До чего договорились Ющенко и Янукович на самом деле? Премьер пообещал, что пойдет со своей партией на досрочные выборы, а президент гарантировал, что распустит Раду конституционным путем. В частности, повлияет на то, чтобы депутаты подконтрольных ему фракций «Наша Украина» и БЮТ (численностью около 200 депутатов из 450 общего состава) сложили свои полномочия. На этом основании Ющенко, руководствуясь Конституцией, окончательно распустит парламент 2 августа и назначит досрочные выборы на 30 сентября.

Но, во-первых, попытка депутатов от оппозиции сложить полномочия фактически провалилась, а во-вторых, в украинский ЦИК ринулись «списочники» из БЮТ и НСНУ с требованием зарегистрировать их депутатами взамен выбывших. При этом в избирательных списках «Нашей Украины» и блока Тимошенко по 450 кандидатов, и чем выше их "порядковый номер", тем меньше степень лояльности и «сознательности». Все, чего сегодня пытается добиться от нового состава ЦИК украинская оппозиция – решения об отказе регистрировать новых депутатов взамен выбывших. В свою очередь, пока это решение не будет принято, депутаты-оппозиционеры не будут массово слагать полномочия. Центризбирком бездействует – и, вероятно, это лучшее, что он может делать в таких условиях.

Итак, реализуя договоренности Ющенко-Януковича от 27 мая, Верховная Рада 1 июня приняла закон о внесении изменений в законодательство о выборах. Этот закон вступает в силу не ранее, чем 2 августа – т.е. спустя 60 дней после опубликования в официальной прессе (что произошло 2 июня) и непосредственно одновременно с началом избирательной кампании. Сама же кампания, утверждает новый закон, может начаться только при легитимном роспуске существующей Рады, т.е. на основании Конституции Украины, ст.82.

Вот тут возникает первая проблема. Есть определение Конституционного суда Украины от 17.10.2002 о том, что «в случае уменьшения состава парламента до численности меньшей, чем 300 народных депутатов, деятельность Верховной Рады должна быть приостановлена до принесения присяги необходимым числом избранных депутатов». Т.е. если все депутаты от оппозиции сложат полномочия, то существующая Рада будет считаться нелегитимной, пока в нее не будут избраны новые депутаты.

Допустим, Центризбирком действительно не станет регистрировать кандидатов, которые находятся в списках НСНУ и БЮТ, и тем самым парламент не сможет пополнить свою численность. Сможет ли Ющенко тогда распустить его? По Конституции – нет. Рада будет просто считаться недействительной. Президент сможет окончательно разогнать депутатов только спустя 30 дней, поскольку за это время не будет ни одного сессионного заседания (Рада – нелегитимна, значит и любые собрания депутатов в зале – будут нелегитимны). Но тогда и досрочные выборы придется назначать, по законам, только спустя 60 дней после роспуска Рады. Других вариантов у Ющенко просто нет.

Значит, чтобы выборы состоялись 30 сентября, необходимо, чтобы 2 июля все депутаты-оппозиционеры сложили полномочия, Верховная Рада автоматически потеряла легитимность, а 2 августа Виктор Ющенко распустил бы парламент по Конституции и назначил выборы через 60 дней.

Но возникает вопрос, на каком основании Центризбирком не должен регистрировать новых депутатов взамен выбывших? Такого основания нет. Это означает, что «обнуление» списков НСНУ и БЮТ на практике будет происходить таким образом: «старые» депутаты увольняются, «новые» регистрируются ЦИК, но либо отказываются приносить присягу, либо входить во фракцию того блока, от которого их избрали, в связи с чем тоже увольняются.

Процедура увольнения действующего депутата происходит следующим образом: депутат пишет личное заявление председательствующему на заседании Верховной Рады. Председательствующий, к которому должен обратиться глава фракции увольняющегося депутата, объявляет об этом в сессионном зале в присутствии депутата. Дальше собирается политсовет партии, от которой избран депутат, и голосует за увольнение депутата. После этого спикер Рады сообщает на заседании об увольнении и пишет письмо в ЦИК. А Центризбирком, соответственно, немедленно регистрирует нового депутата.

На всю эту процедуру осталось всего 18 дней. С учетом тех, кто находится в избирательных списках НСНУ и БЮТ, до наступления этой даты надо принять на работу в парламент и легитимно уволить 900 человек.

Собственно, весь пафос взаимных обвинений на Украине строится сегодня вокруг того, чтобы депутаты-оппозиционеры быстренько уволились, а ЦИК, для облегчения процесса, не регистрировал новых депутатов. Но Центризбирком не имеет права это делать. Потому что старый закон о выборах перестал действовать 1 июня, с принятием изменений, а новый закон о выборах вступит в силу не раньше 2 августа.

Таким образом, кризис на Украине продолжается. Пока - сугубо юридический.

Дмитрий Белянский, «Росбалт-Украина»

Подпишитесь